Вестник Кавказа

Нефтяная промышленность Азербайджана в 1941 году -1

Доктор исторических наук Михаил Мухин
Накануне Великой Отечественной войны Азербайджанская ССР продолжала оставаться базовым нефтеносным регионом Советского Союза. Руководство СССР, адекватно оценивая важнейшие внешнеполитические тенденции второй половины 1930-х годов и постоянный рост военной угрозы в этот период, поставило задачу форсированной интенсификации нефтедобычи в стране вообще и в Азербайджане – в частности. Однако ряд объективных факторов, и, в первую очередь – постоянная нехватка оборудования – серьезно затруднили эту задачу. Между тем, времени "на раскачку" уже не оставалось – часы неумолимо отсчитывали последние недели мирного времени.

Уже в 1940 г. ситуация вокруг Апшеронского полуострова начала стремительно накаляться. Великобритания и Франция не просто рассматривали гипотетическую возможность авиаударов по нефтяным промыслам Азербайджана – эти планы перешли в фазу практического осуществления. 11 января 1940 г. английское посольство в Москве сообщало, что акция на Кавказе может "поставить Россию на колени в кратчайшие сроки", а уничтожение кавказских нефтепромыслов способно нанести СССР "нокаутирующий удар". 24 января того же года начальник британского генштаба генерал Айронсайд представил руководству Великобритании меморандум "Главная стратегия войны", в котором подчеркивалось, что "экономически Россия сильно зависит в ведении войны от снабжения нефтью из Баку. Этот район находится в пределах досягаемости бомбардировщиков дальнего действия, но при условии, что они имеют возможность полета над территорией Турции или Ирана".

Исходя из этого, а так же учитывая уже идущую советско-финляндскую войну и нарастание англо-германо-советского соперничества в скандинавском регионе, Айронсайд отмечал – "На мой взгляд, мы сможем оказывать эффективную помощь Финляндии лишь в том случае, если атакуем Россию по возможности с большего количества направлений и, что особенно важно, нанесем удар по Баку – району добычи нефти, чтобы вызвать серьезный государственный кризис в России". Айронсайд отдавал себе отчет, что подобные действия неизбежно приведут западных союзников к войне с СССР, но в сложившейся обстановке считал это совершенно оправданным. Как видим, уже в начале 1940 г. в Лондоне авиаудар по Баку рассматривался как вполне возможный ход в дискурсе разворачивавшейся Второй Мировой войны. Впрочем, значение нефтяных скважин Азербайджана понимали не только англичане.

Так, 1 февраля военный министр Ирана Нахджаван запросил военного атташе Великобритании Андервуда о возможности приобретения в Англии 60 бомбардировщиков и 20 истребителей в дополнение к 15 истребителям, уже обещанным Альбионом. Хорошо понимая, какие именно аргументы вызовут наибольшее понимание у Андервуда, Нахджаван выразил "готовность пожертвовать половину бомбардировочной авиации Ирана с целью разрушения или повреждения Баку"! Министр предложил также "координацию иранских и британских наступательных планов для войны против России". Всего через 2 дня французский генштаб поручил командующему ВВС в Сирии генералу Жоно, известному своим высказыванием "исход войны решится на Кавказе, а не на Западном фронте", рассмотреть возможность нанесения воздушного удара по Кавказу. В конце февраля заместитель председателя Высшего военного совета Франции, одна из ключевых фигур в руководстве французских вооруженных сил Гамелен представил руководству Франции план, в котором предлагал нанести несколько мощных авиаударов по Баку и Батуми. В качестве обоснования Гамелен сообщал, что "операция против нефтепромышленности Кавказа нанесет тяжелый, если не решающий удар по военной и экономической организации Советского Союза. В течение нескольких месяцев СССР может оказаться перед такими трудностями, что это создаст угрозу полной катастрофы. Если будет достигнут такой результат, то вокруг Германии, которая лишится всех поставок из России, замкнется кольцо блокады на Востоке". Для нанесения ударов предлагалось использовать 6-8 групп по 13 тяжелых бомбардировщиков в каждой.

В марте 1940 г. начались разведывательные полеты британских самолетов в район Баку для уточнения целей предполагаемых авиаударов. В результате успешных операций вермахта весной 1940 г. сначала в Норвегии, а затем – в Бельгии и Франции, планы англо-французского руководства изменились. Но важно отметить, что уже на тот момент практически для всех заинтересованных лиц была очевидна критическая важность для СССР бакинского района вообще, и его нефтепромыслов – в частности.

Хорошо понимал значение советской нефти и Гитлер. Интересно, что он рассчитывал, будто бы число жертв со стороны немцев при нападении на Россию не превысит число занятых в производстве синтетического топлива. Нефть сыграла огромную роль в решении Гитлера напасть на Советский Союз, а по показаниям министра вооружения и военной промышленности гитлеровской Германии Шпеера, допрошенного уже после войны, – это был вообще главный мотив вторжения. По свидетельству современников, кавказская нефть и стремление обладать ею вообще было для Гитлера своеобразной навязчивой идеей. Он полагал, что нефть Апшерона сделает гитлеровский Рейх полностью самодостаточным и, в конечном счете – непобедимым.
Продолжение следует
22115 просмотров