Вестник Кавказа

Путешествие из Атырау в Астрахань

Алексей Власов
Путешествие из Атырау в Астрахань
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
Итак, задача «Как попасть из Алматы в Астрахань?» Кажется, самое простое решение – самолетом в Москву, и аэрофлотовским рейсом на берега Каспия. Но мы не ищем легких путей, а потому, рассмотрим альтернативы.
Вариант номер один. Самолетом до Актау, а затем на поезд. Опасно, ибо есть риск не успеть, поскольку между самолетом и поездом небольшой промежуток времени. Любая задержка рейса - и появляется прекрасная перспектива заночевать под открытым небом и дышать великолепным морозным степным воздухом, набираясь здоровья и оптимизма. Причем, хотел бы отметить, что и перспективы дневной эвакуации были бы не слишком очевидны.
Вариант номер два. Самолетом до Атырау, а потом через границу на такси. Входим в интернет. Есть фирма, которая предоставляет услуги по доставке на доставке на такси до Астрахани. Звоним.
– А, сколько по времени?
- Часов пять-шесть.
Приемлемо. Дальше в чисто казахском ключе незнакомая женщина расписывает необычайные преимущества этого маршрута – комфортабельное такси, опытный шофер, плюс чеки, плюс помощь в преодолении приграничных барьеров, и на все про все 30 тыс. тенге, то есть порядка 6 тыс. рублей.

- Ок.

Самолет прибыл в Атырау без опоздания, и в 22.10 отягощенный знаниями, полученными на конгрессе евразийских политологов, я выхожу в ночь, на небольшую площадь перед аэровокзалом.

Первая загогулина, как говорил Б.Н.Е., «комфортабельная машина» – это убитый напрочь Nissan, неизвестно какого года выпуска, и что самое неприятное, с неисправным стартером. Доедем ли? Кстати, потому и водителей двое, ибо один из них – механик, что уже настраивает на оптимистический лад. Если в степи отвалится колесо вместе с уже упомянутым стартером, то, по крайней мере, втроем не так скучно.
Неожиданность номер два. Атырауская фирма не нашла желающих поехать в Астрахань шоферов, и потому передала заказ другой фирме, но по-хитрому – сказали ребятам, что московского гостя нужно отвезти до границы, а дальше он доберется сам. Картина маслом, конечно. Но надо отдать должное русским ребятам, то есть шоферу и механику, они сказали «без проблем», значит – люди совестливые.

- Но только учти мужик, мы Астрахань не знаем. Дорогу покажешь?

К этому моменту я уже не знал, смеяться мне или плакать, ведь я тоже не очень ориентируюсь в топографии Астрахани, но, к счастью, прочитал в детстве «Унесенных ветром», и навсегда запомнил великую фразу Скарлетт «Я подумаю об этом завтра». В прямом и переносном, кстати, смысле, поскольку - завтра уже наступило.

Спустя 10 минут после выезда за пределы Атырау, стало понятно, как можно убить машину за одну поездку. Дорога из города в Астрахань, судя по всему, не ремонтировалась с момента свержения монголо-татарского ига, либо дорожные начальники не знали, что в Казахстане действует программа модернизации и форсированного индустриально-инновационного развития. Признаюсь честно, избалованный дорогами вокруг Астаны, я просто не ожидал попадания на полосу препятствий. Впечатления были примерно схожи с теми, что я испытал во время поездки в разрушенный войной Цхинвал.

И только потом пришло осознание очевидного факта, на самом деле, таких дорог – в Казахстане и России большинство. Другой вопрос, что московские эксперты, вроде меня, по большей части тусуются на левом берегу и жизни не знают - ни за пределами МКАДа, ни, как выяснилось, за пределами Атырау.

Ну а следующие три часа дороги были как в арт-хаусном кино – луна, как недоеденный чебурек (просто кушать очень хотелось), выстроенная в шеренгу по трое толпа узбеков-гастарбайтеров, и агашка – пограничник, одетый в стиле маленького Джейсона с ручной бензопилой. Я, на всякий случай, ни о чем не переспрашивал ребят-таксистов, но потом они заговорили сами.

О чем-то очень обыденном, что происходит в жизни русских парней в казахстанской глубинке. Никакой политики, никакого великорусского шовинизма, но с каждой фразой становилось понятно, вот оно – именно то, о чем говорил премьер-министр Карим Масимов в недавнем интервью на «Эхо Москвы». Отсутствие социальных лифтов для таких ребят неизбежно приведет к феодализации региональной жизни.

К примеру, парень-механик не мог заполнить декларацию на границе, поскольку последний раз брал ручку в 8 классе. В каком направлении он готов передвигаться в социальном пространстве?
Или его приятель, который мечтательно говорил «Хочу все продать, и поехать на машине в Россию».
-Куда? Зачем?
-Да просто попутешествовать хочу.
Ни в Москву, заметьте, ни в Астрахань, куда-то в глубинку, где лес, где старые церкви.
Почему именно туда? Смеется. Говорит, «Сам не знаю, но очень хочется Россию объехать».
Наконец, пересекаем границу, и вступаем на территорию Астраханской области. Качество дорожного полотна заметно улучшается, но начинаются характерные для русской провинции «чисто конкретные дела». Проезд через понтонный мост стоит 80 рублей, при переезде границы с казахстанскими номерами нужно покупать обязательно страховку. А это, будьте любезны, 1150 рублей.

А ребята, на секундочку, были готовы везти меня только до границы, и денег у них не было. В итоге и понтонный мост, и страховка и еще непонятно что, были оплачены из моего кармана. Но об этом ничуть не жалею, ибо подобный опыт гораздо важнее, чем любые самые продвинутые лекции нобелевских лауреатов.

По Астрахани мы ездили где-то час, поскольку ребята не знали, где находится улица, которая мне была нужна, а таксисты были готовы ее показать, но за 100 рублей, а к этому моменту у меня закончились рубли, остались только тенге, но их никто из таксистов не принимал. Наконец, нашелся совестливый дядя, который ткнул в нужном направлении. На часах было полшестого утра.

Большое приключение окончено, зато я теперь точно знаю, что такое модернизация для стран каспийского региона. Это строительство пространства, пригодного для жизни и нормального человеческого быта, в котором простой гражданин будет ощущать себя комфортно и безопасно. Как только эта цель будет достигнута, я полагаю, решатся и многие макроэкономические проблемы, о которых так любят рассуждать наши большие чиновники.
54160 просмотров