Вестник Кавказа

Избирательный кодекс – предмет споров в Армении

Сусанна Петросян, Ереван
На днях состоялось очередное заседание мониторинговой комиссии ПАСЕ по Армении, посвященное выполнению резолюции 1677 о функционировании там демократических институтов и резолюций ПАСЕ N1609, 1620 и 1643, которые требуют от армянских властей провести независимое, непредвзятое, прозрачное и заслуживающее доверия расследование событий 1 марта 2008 года и освободить всех арестованных активистов оппозиции.

Важную роль среди обязательств Армении перед Советом Европы занимает пакет реформ, предполагающий реформирование сферы правосудия, полиции, внесение изменений в закон "О проведении митингов, шествий и демонстраций", в Избирательный кодекс. Пакет предложен Совету Европы армянскими властями и находится в процессе подготовки. Центральное место в пакете реформ занимает вопрос о внесении изменений в Избирательный кодекс. Согласно графику, представленному армянской стороной, который согласован с ПАСЕ, новый Избирательный кодекс должен быть принят уже весной следующего года, то есть за год до выборов в армянский парламент.

Процесс подготовки проекта изменений и его обсуждение вызвали большой резонанс как среди политиков, так и среди экспертов. Дискуссия развернулась вокруг принципа формирования избирательных комиссий. Согласно проекту Избирательного кодекса, состав ЦИК назначается по представлению омбудсмена, Палаты адвокатов и Кассационного суда, причем, каждая из этих структур должна представить по пять кандидатов, из которых президент страны выбирает семерых, а остальные записываются в резерв ЦИК.

По утверждению председателя парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам, депутата от правящей Республиканской партии Давида Арутюняна, хотя и рассматривался вариант формирования профессиональных избирательных комиссий, но в проекте сохранен порядок их партийного формирования.

Между тем, по словам председателя оппозиционный парламентской фракции "Наследие" Степана Сафаряна, этот принцип сохранен лишь частично и в целом партийный принцип формирования избирательных комиссий заменен на авторитарный. "Авторитарный принцип формирования новых избирательных комиссий будет действовать не только на уровне ЦИК, но и на уровне окружных избирательных комиссий,- заявил Сафарян. - Если раньше председателя окружной комиссии избирали члены этой комиссии, представленные фракциями парламента, то, согласно новым изменениям, глава председатель будет назначаться главой ЦИК, который по сути назначается президентом страны. Кроме того, членов окружных комиссий представляют не партии, а они также назначаются со стороны ЦИК».

Лишь на уровне участковых избирательный комиссий входящие в парламент политические силы, в том числе и оппозиция, могут назначить своих представителей. В участковых комиссиях расклад следующий: из семи членов комиссий - одного назначает президент, 5 человек - от всех пяти фракций парламента, по одному члену от каждой фракции и один представитель участковой комиссии назначается со стороны окружной комиссии.

Разногласия вызвала и сама избирательная система. В частности, парламентская оппозиция в лице "Наследия" и "Дашнакцутюн" для предотвращения нарушений предложила Венецианской комиссии СЕ, перейти на 100-процентную пропорциональную избирательную систему при формировании парламента. Также предлагается установить новый порядок формирования избирательных комиссий, согласно которому представленные в парламенте оппозиционные и властные партии будут иметь в ЦИК равное число членов.

Правящее большинство в лице Республиканской партии Армении считает переход на полностью пропорциональную систему парламентских выборов нецелесообразным из-за того, что вся политическая жизнь страны полностью сконцентрируется в столице, а непосредственная связь между избирателями и их избранниками будет утрачена.

В самом законопроекте сохранена нынешняя пропорция мажоритарных и пропорциональных мест в парламенте, то есть 90 пропорциональных, 41 мажоритарных мест. "Эти нововведения полный абсурд, они нацелены по тотальный контроль выборов со стороны властей. Поправки не улучшат избирательную систему",- уверен Степан Сафарян. Прямо противоположной точки зрения придерживается депутат Наира Зограбян, представляющая партию "Процветающая Армения", которая входит в правящую коалицию: "Я положительно оцениваю поправки в Избирательный кодекс. Измененный кодекс будет способствовать ликвидации существующих лазеек для избирательных фальсификаций".

Сейчас пакет поправок в Избирательный кодекс, подготовленный специальной рабочей группой, а также пакет предложений парламентской оппозиции, находится на рассмотрении экспертов Венецианской комиссии СЕ. Ряд экспертов считает развернувшиеся дискуссии, впрочем, также как и изменения в Избирательный кодекс, неоправданными в условиях отсутствия у властей политической воли для проведению нормальных выборов. Дело в том, что в Армении за 19 лет независимости прошло много общенациональных выборов. Парламентские выборы 1990 года, президентские выборы и референдум по независимости 1991 года прошли в рамках несовершенных правовых механизмов, поскольку законодательство тогда было далеко от совершенства. Но никто до сих пор не оспорил результаты тех выборов и итоги референдума - они были легитимными при несовершенном правовом механизме. Никем не оспаривались и парламентские выборы 1999 года, на которых одержал победу блок "Миаснуцун" (Единство), возглавляемый Кареном Демирчяном и Вазгеном Саркисяном. Все остальные выборы, которые проходили при куда более совершенных правовых механизмах, всегда ставились под сомнение.

"Чтобы получить легитимные итоги голосования необязательно, чтобы был совершенный правовой механизм. Для проведения честных выборов, нужна соответствующая атмосфера и политическая воля. То есть власти должны захотеть провести честные выборы и быть готовыми к тому, что они могут проиграть",- считает политический обозреватель информационного агентства "Ноян Тапан" Давид Петросян. По его мнению, имплементация механизма честных выборов, дает возможность проигравшему потом, на следующих выборах одержать победу. Словом, законодательство необходимое, но недостаточное условие для проведения справедливых выборов. Если нет политической воли у властей, то можно фальсифицировать выборы и при очень хорошем правовом механизме.
20620 просмотров