Вестник Кавказа

Стратегия СКФО для Дагестана

Муса Мусаев, Дагестан
Дагестан по своей территории и населению занимает примерно треть СКФО, однако доля его проектов, включенных в Стратегию развития округа, значительно меньше. Проблема в том, что конкурентные преимущества Дагестана так и не трансформировались в качественные проекты.

Очевидно, непропорциональное распределение проектов не будет способствовать социально-экономическому выравниванию регионов, а наоборот, увеличит разрыв между отсталыми и благополучными субъектами федерации, входящими в СКФО. Одни республики получат больше государственных инвестиций, госгарантий и стимулов, другие - меньше.

Некоторые специалисты считают неэффективной политику искусственной уравниловки регионов. Однако их оппоненты возражают, что при разработке и рассмотрении проектов необходимо учитывать экономические факторы - конкурентные преимущества, ресурсный потенциал, перспективные секторы экономики.

Все эти факторы не были учтены при включении Дагестана в Стратегию СКФО по причине низкого качества представленных проектов. Проекты отбирают на конкурсной основе, а их качество в большей степени зависит от профессионализма разработчиков - чиновников и менеджеров. Однако, судя по Стратегии, поучается, что проще оставить республику без проектов, чем уволить недобросовестных чиновников или провести административную реформу.

В перечне приоритетных инвестиционных социальных проектов (мероприятий) на 2010-2013 годы по реализации Стратегии СКФО в приложении №2, в разделе «Энергетика» три из шести проектов будет реализовано в Чечне, один в КБР, один проект (реконструкция сетей) рассчитан на все регионы СКФО, и только один проект на Дагестан. Дагестанский проект – Ирганайская ГЭС, строительство которой завершено и сейчас планируется ввести в строй еще два агрегата. При этом строящиеся - Гоцатлинская ГЭС, Агвали ГЭС и другие дагестанские гидроэлектростанции в Стратегию не попали. В плане освоения гидроэнергоресурсного потенциала Дагестана в рамках Стратегии СКФО, судя по опубликованному документу, в ближайшие три года практически ничего не будет сделано. Хотя известно, что местные ГЭС удовлетворяют потребности Дагестана в электроэнергии, а летом еще и продают излишки за пределами республики. Это всего лишь 15-20% потенциала горных рек Дагестана. Остальные 80% предстоит освоить. О потенциале солнечной и ветровой энергии и геотермальных источников, запасов нефти на шельфе Каспийского моря даже речи не идет.

Из приложения №2 (раздел «Промышленность») также следует, что в Чечне будет реализовано семь проектов, а в Дагестане ни одного. Агропромышленный комплекс в Стратегии СКФО на ближайшие три года монополизирован Ставропольским краем. В документе восемь ставропольских проектов, по одному у КЧР и Северной Осетии. У Дагестана, остающегося почти на 60% аграрной республикой, ни одного проекта. Полностью проигнорированы те факты, что Дагестан считается одним из крупнейших в России производителей мяса, винограда, что здесь активно развиваются личные подсобные хозяйства, производящие более 80% республиканской сельхозпродукции. Причем они могут производить гораздо больше, но нужны стимулы, частная собственность на землю, снятие административных барьеров. Эти меры могли бы решить проблему занятости и поставок натуральных продуктов, о которых так много говориться в Стратегии. Но из бюджета СКФО эти индивидуальные сельхозпроизводители, по всей видимости, не получат никакой помощи.

Неоднозначно в республике относятся и к созданию агентства трудовой миграции для трудоустройства жителей северокавказских республик в других регионах. Специалисты сомневаются в экономической обоснованности такой акции. Наибольшее количество безработных – сельские жители, земледельцы и скотоводы. Их для работы на крупных российских промышленных и строительных предприятиях нужно переучивать. Предоставление жилья, транспорта также потребует больших расходов. Захотят ли сами крестьяне, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, изменить образ жизни, стать наемными работниками? Захотят ли работодатели, которые зачастую используют дешевый или рабский труд гастарбайтеров, трудоустраивать кавказцев со всеми их правами и льготами в рамках трудового кодекса?

В проекте Стратегии говориться о необходимости создания наднациональных институтов, и в тоже время в ней отражены планы по поддержке культуры только одной нации - русских. Очевидно, что работа некоторых интернет-ресурсов, использующих бренд СКФО и одновременно раздувающих проблему притеснения русских на Северном Кавказе, также не способствует достижению в регионе межнационального согласия.
20050 просмотров