Вестник Кавказа

Чеченский автопром

Тимур Уцаев, Грозный
Руководство Чечни намерено решить проблемы создания рабочих мест и заложить базу для создания и роста высокотехнологических, конкурентоспособных предприятий различных отраслей за счет развития автомобильного производства. В чеченском Минпроэнерго рассчитывают, что программа автомобильного производства поможет решить вопросы в рамках национальных проектов – производство недорогих автомобилей, ориентированных на уровень доходов в регионе, минигрузовиков и внедорожников, способных обеспечить снабжение горных и труднодоступных районов необходимыми товарами народного потребления и доступ к медицинскому обслуживанию. Сюда же входит создание системы профтехобразования для школьников и политехнического образования для студентов.

Программа создания производства автомобилей и автокомпонентов в Чечне подготовлена вместе с Минпроэнерго ЧР и консультативной компанией ЗАО «Объединенные консультанты» при участии специалистов ОАО «АвтоВАЗ». Реализовать программу планируется на базе существующих предприятий - ГУП «Аргунский завод «Пищемаш», ГУП «Мединструмент», ГУП «Электроремонтный завод» и ГУП «Трансмаш» при поддержке чеченского правительства и Минрегиона РФ, концерна «АвтоВАЗ», предприятий автомобильной промышленности России. В рамках программы в республике намечено создание холдинга «Федеральный научно-производственный центр автомобильной спецтехники» (ФНЦП «ЧеченАВТО») в Грозном. Предприятия холдинга планируется оснастить мощностями для разработки, проектирования, массового производства и тестирования нескольких линеек автомобильной техники. В их числе новые для российской автопромышленности - коммерческие шасси малой грузоподъемности, внедорожник с кузовом из композитных материалов, удлиненная версия ВАЗ-2107, полноприводные автомобили на базе модельного ряда «АвтоВАЗа». В список входит также автомобильная техника для использования на спортивных объектах – электромобили на пневматическом и гусеничном ходу для обслуживания олимпийских объектов Сочи-2014.

На предприятиях будет работать 8 тыс. человек, из них 6 тыс. - на основном производстве. Объемы производства не уточняются, а вот объем инвестиций оценивается в 12 млрд рублей, сообщает РИА «Новости». Среди участников проекта заявлены правительство ЧР, правительство Самарской области, “АвтоВАЗ”, ОАО “ПСА “БРОНТО”. Консультантами выступают ЗАО “Объединенные консультанты “ФДП”, Ассоциация “Шесть Сигм” и ЗАО “ИнфоЛада”. Бизнес-план разрабатывают “АвтоВАЗ” и “Объединенные консультанты “ФДП”. На сегодняшний день рассматриваются направления, по которым компании смогут работать и сотрудничать, а, как отмечается в паспорте проекта, источники финансирования - на 100% внебюджетные.

В 2008 году на Аргунском заводе «Пищемаш» открылось сборочное производство автомобиля «Лада-2107». С этого началась реализация соглашения об организации в республике автосборочного производства, подписанного между чеченским правительством и "АвтоВАЗом". Тогда же в рамках соглашения в Тольятти прошли подготовку по отдельным специальностям 72 человека. За короткий срок удалось запустить конвейер. За 2008 год было собрано и отправлено в торговую сеть 159 «Жигулей» седьмой модели. Всего же за первый и второй годы сборки “семерок” аргунцы выдали около полторы тысячи машин. Конечно, для автопрома цифра выглядит скромно, однако местные эксперты называют это последовательным созданием современной автомобильной промышленности Чечни.

Как рассказал ВК представитель Минпромэнерго ЧР Али Исрапилов, сегодня на сборочном участке предприятия идет реконструкция. Новейшая в технологическом плане немецкая и итальянская техника перепрофилируется для выпуска переднеприводных автомобилей. Действующую линию расширяют до выпуска 20 тыс. авто в год. По словам заместителя министра Султана Рахмаева, в 2010 году бывшее аргунское предприятие «Пищемаш» – ныне «ЧеченАвто» – выполнит объем по выпуску тысячи автомобилей моделей Lada Kalina и хэтчбеков Lada Priora, а также 5 тыс. ВАЗ-21074. Кроме того, в этом году запланирован запуск первого завода по выпуску полимерных автокомпонентов. В рамках реализации инвестиционного проекта «Создание производства автомобилей и автомобильных компонентов в Чеченской республике» в ближайшие годы выпуск автомобилей семейства Lada в республике планируется довести до 20 тыс. штук в год.

Между тем, Минпромэнерго Чечни уже заключило контракт с иностранными фирмами, в котором указано, что в цехах завода будет производиться сварка, штамповка и окраска. Тогда, по словам специалистов, уже можно будет говорить о промышленной сборке автомобилей в республике. «Сейчас мы работаем с первокомплектом - привозим и собираем комплектующие здесь. В перспективе же планируется освоить полный цикл выпуска автомобилей и производства автокомпонентов», - рассказывает Али Исрапилов.

Как сообщил министр промышленности и энергетики Чечни РИА «Новости», по сравнению с довоенным периодом промышленность республики восстановлена на 6-7%. По словам Олгузура Абдулкеримова, о восстановлении в прежних объемах речи быть не может, но сегодня нужно развивать новые направления. Наиболее перспективным направлением глава ведомства назвал автомпром. «От руководства России мы получили добро на этот проект, "АвтоВАЗ" нас поддерживает, МЭР и Минпромторг РФ нас поддерживают. То есть все заинтересованные стороны согласны, чтобы здесь было производство и во всем помогают», - отметил министр.
27030 просмотров