Вестник Кавказа

Черноморская безопасность

Черноморская безопасность
© Фото: Вера Ромашкина/ “Вестник Кавказа“
На этой неделе Дмитрий Медведев вновь подтвердил, что Россия заинтересована в признании Абхазии и Южной Осетии, но «это не самоцель». При этом российский президент припомнил, что его белорусский коллега при свидетелях (в присутствии руководителей нескольких стран СНГ) торжественно обещал присоединиться к немногочисленным государствам, признавшим суверенитет бывших грузинских автономий. Похоже, ожидаемого Россией решения Белоруссия в ближайшее время все-таки не примет, поскольку отношения между Москвой и Минском пока остаются довольно сложными.

Ситуация с непризнанием Южной Осетии и Абхазии осложняется надвигающейся Олимпиадой -2014, которая должна пройти у абхазской границы и, как следует из заявлений российских официальных лиц, сил, желающих сорвать игры, достаточно много. Так, на днях глава ФСБ Александр Бортников заявил, что “располагает данными о намерении ряда бандглаварей сорвать зимнюю Олимпиаду в Сочи”. Эти бандглавари, по словам генерала, “стремятся получить доступ к элементам оружия массового поражения”. Так или иначе, но России приходится в одиночку доказывать, что она, как обещал три года назад Владимир Путин, сумеет сделать Игры в Сочи самыми «безопасными, приятными и незабываемыми».

Чуть меньше года назад глава департамента пограничной охраны России Евгений Инчин пообещал, что береговая охрана ФСБ будет обеспечивать безопасность судов в акватории Абхазии в рамках подготовки к Олимпиаде в Сочи. Морские границы Абхазии начал патрулировать пограничный сторожевой корабль "Новороссийск". К нему должны присоединиться еще девять кораблей, в том числе "Соболь" и "Мангуст" – говорили, что это единственные российские суда, способные конкурировать с американскими.

На минувшей неделе ФСБ вместе с абхазскими коллегами провела в Сухумской бухте военные учения “Черноморская безопасность -2010”. Россию в ходе маневров представляла авиация ФСБ, тактическая группа кораблей Новороссийской базы Черноморского флота, а также подразделения усиления от 686 авиабазы четвертого командования ВВС и ПВО Минобороны. Абхазцы со своей стороны выставили авиацию Минобороны, оперативно-боевые группы центра специального назначения, а также подразделение усиления пограничного отряда. Всего атаку предполагаемого противника отражали три сотни военных, 10 единиц бронетехники, два вертолета, три пограничных сторожевых катера, малый противолодочный корабль и мобильный радиолокационный комплекс «Зверобой».

По легенде учений, в территориальных водах Абхазии оказалось судно с террористами, пытающееся захватить столичную нефтебазу. Пришедший посмотреть на учения российский посол в Сухуми Семен Григорьев отметил: «Непосредственной тревоги обстановка в черноморской акватории сейчас не вызывает… Но, в принципе, тенденции, существующие в развитии региональной ситуации, заставляют Россию и ее союзников поддерживать высокий уровень боеготовности в обеспечении безопасности».

Командующий маневрами, начальник погрануправления ФСБ в Абхазии Юрий Звирык сказал, что ближайшая совместная тренировка пройдет осенью в горах. Безопасность в горах Абхазии имеет первостепенное значение еще и из-за планируемого строительства автодороги из Карачаево-Черкесии в Абхазию. Причем сейчас заговорили о двух вариантах – либо дорога свяжет Черкесск и Сухуми, либо Черкесск и Адлер. Первый путь предпочтителен тем, что пройдет по ранее существовавшей Военно-Сухумской дороге путь, второй – тем, что позволит связать в единый туристический комплекс морские курорты Абхазии, Краснодарского края, горнолыжные курорты Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии. Российский министр транспорта Игорь Левитин уже завил, что дорога в любом случае должна быть платной и строиться должна по технологии частно-государственного партнерства. Министр думает, что новой дорогой будут пользоваться те россияне, которые хотят побыстрее попасть к морю.

Пока же единственным автомобильным и пешеходным пунктом пропуска на российско-абхазской границе остается КПП "Адлер". Изначально его пропускная способность была рассчитана на 15 тыс. человек и 620 транспортных средств в сутки, но сейчас летом здесь каждый день проходит около 40 тыс. человек и проезжает более трех тысяч машин и автобусов. Как сообщили ИТАР-ТАСС в Сочинском филиале ФГУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", теперь на границе с Абхазией в Сочи строится новый автомобильный пункт пропуска, а также прорабатывается проект соглашения о реконструкции старого автомобильного моста и строительстве нового широкополосного автомобильного моста через Псоу между российским селом Веселое и абхазским населенным пунктом Гячрипш. После завершения строительства моста и нового автомобильного пункта пропуска на границе с Абхазией появится современный транспортно-логистический узел, проектная пропускная способность которого составит 28 тыс. человек и 1,5 тыс. автомобилей в сутки.
19865 просмотров