Вестник Кавказа

Безработица: от шабашников до МККК

Павел Цороев
На недавнем совещании в Ессентуках с участием представителей республик СКФО Александр Хлопонин посетовал, что с каждым годом в округе тратится все больше средств на борьбу с безработицей (в 2010 году – более 8,5 млрд. рублей). При этом полпред сформулировал свое видение решения проблем занятости для отдельных субъектов СКФО: «Например, можно было бы сформировать рабочие бригады из жителей Ингушетии и направить их на территории, где они будут активно использоваться, в частности, компаниями, которые добывают нефть, газ и уголь». Для профессиональной подготовки таких бригад деньги может выделить федеральный бюджет. Это принесло бы больше пользы в борьбе с безработицей, считает Александр Хлопонин, чем формальное содержание центров занятости.

Заметим, что в прошлом году президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров лично ездил в Свердловскую область договариваться с тогдашним губернатором Эдуардом Росселем о приеме рабочих бригад из Ингушетии. Россель выразил готовность предоставить ингушам жилье и работу. Однако эффективность мер борьбы с безработицей с выездом в другие регионы многие в Ингушетии ставят под сомнение. Людей больше интересует возможность получения всевозможных субсидий, чем перспектива жить вдалеке от родины, в трудных условиях.

Во времена СССР из Чечено-Ингушетии в Сибирь и на Дальний Восток выезжали десятки бригад шабашников. Они работали по 16 часов в сутки без выходных и праздников. За сезон шабашники зарабатывали большие по тем временам деньги, которых хватало, чтобы построить дом и купить автомобиль. Власти в организации трудовой миграции никакого участия не принимали, а наоборот, упрекали в погоне за «длинным рублем». Шабашничество умерло вместе с СССР. За это время и люди стали другими.

Сейчас в Ингушетию приезжают гастарбайтеры из Грузии, Азербайджана, Ставропольского края и некоторых других регионов. В республике существует дисбаланс между спросом и предложением на рабочую силу. Востребованы рабочие специальности: механизаторы, электросварщики, слесари-водопроводчики, крановщики, ассенизаторы, электрики высокой квалификации и некоторые другие. Зато юристов, экономистов, психологов, бухгалтеров и компьютерщиков больше чем достаточно.

Программа, направленная на развитие самозанятости и малого предпринимательства, реализуется очень тяжело. Практика показала, что потенциальные предприниматели, получив доступ к федеральным деньгам (58800 рублей на человека), тут же прекращают бизнес-карьеру и снимаются с налогового учета. Кроме того, механизм контроля за распределением этих средств крайне неэффективен. Президент Ингушетии подключил к реализации программы самозанятости Совет тейпов, но и он не оправдал надежд.

Возможно, снизить напряженность на рынке труда можно было с учетом накопленного опыта в этой сфере Международным Комитетом Красного Креста (МККК). Реализацией микроэкономических проектов по развитию малого бизнеса на Северном Кавказе МККК начал заниматься в 2004 году. Постепенно этот проект стал своеобразной альтернативой раздачи гуманитарной помощи. Программа дает возможность людям из наиболее уязвимых категорий населения начать собственное дело в области сельского хозяйства, животноводства, ремесел, торговли или оказания услуг. Участники проекта МККК вовсю работают – кто-то лепит пельмени на заказ, кто-то кафель кладет, кто-то открыл парикмахерскую, а кто-то держит скот. Речь идет о малых инициативах – маленькая пекарня, небольшой магазинчик или мастерская по обработке. Проекты небольшие, но позволяют семье иметь постоянный доход. МККК ведет тщательный отбор, его сотрудники общаются с каждым заявителем, смотрят на экономическую устойчивость бизнес-плана, финансовое положение семьи, мотивацию участников. Но самое главное – МККК не выделяет деньги, только в редких случаях. Он предоставляет оборудование, инструменты, согласно заявке и бизнес-плану. В течение полгода осуществляется мониторинг, проверяется рентабельность, и если все в порядке, оборудование остается на вечное пользование у получателей помощи. Нецелевое использование средств, выделенных на микропроект по развитию малого предпринимательства, сводится к минимуму. Кроме того, поощряется объединение в один проект двух или трех семей.

Эксперты в Ингушетии сходятся во мнении, что необходимо создавать дополнительные рабочие места непосредственно в самой республике, в том числе построив здесь современные предприятия. Только таким образом можно решить проблему безработицы.
12690 просмотров