Вестник Кавказа

Пятигорский Сталкер

Лада Леденева, Ставрополье
Багаж известного пятигорского путешественника и авиаконструктора Александра Бегака пополнился новым сверхлегким самолетом. "Сталкер -1" - такой же компактный летательный аппарат, как и предыдущие модели бегалета, только с крыльями. Это уже восемнадцатая модификация сверхлегких летательных аппаратов, созданных Бегаком в Пятигорске. Что же касается единиц самолетов, авиаконструктор, по его словам, "сбился со счета", выясняя, сколько их родилось у подножия Машука. Как рассказал ВК изобретатель, основным отличием нового аппарата стало "жесткое крыло", сменившее традиционный для бегалетов матерчатый купол параплана. "Сталкер -1" может развивать скорость до 250 км в час, преодолевать без посадки расстояние в 1200 километров, весит всего 170 кг и, благодаря особой конструкции шасси может садиться не только на открытую площадку, но и прямо на дорожную колею. У "Сталкера-1" одноместная кабина, крыло с размахом менее 7 метров и двигатель в 50 лошадиных сил. В его создании были применены новейшие технологии авиастроения, материалы и оборудование. В группу, работавшую над моделью аппарат, вошли студенты-авиаконструкторы, специалисты Московского авиационного института, консультантами выступили представители "Роскосмоса".

Поздравить Александра Бегака с очередной творческой удачей пришли представители краевой Думы, администрации Пятигорска и Минеральных вод, молодежных организаций. "Мы старались сделать этот летательный аппарат наиболее неприхотливым. К примеру, благодаря тому, что у него складываются крылья, он может подъезжать к заправкам. У него широкий спектр применения - от частных и тренировочных полетов пилотов до мониторинга и аэрофотосъемки как в пилотируемом, так и в беспилотном режиме", - рассказал Бегак. По его словам, это машина нового поколения сверхлегких летательных аппаратов пятигорской авиалаборатории.

Как оказалось, новый самолет достаточно дешев и экономичен: его расход - 5 литров топлива в час. Испытания модели пройдут через пару месяцев, когда установится хорошая погода. Как отметил авиаконструктор, новый летательный аппарат в два-три раза дешевле аналогов, существующих за рубежом. Его цена на сегодняшний день составляет всего 750 тыс. рублей. Кстати, первая модель "Сталкера" уже куплена предпринимателем, который вложил в нее деньги еще на этапе изготовления.

«Сталкер-1» может участвовать в новых арктических и антарктических проектах команды, возглавляемой пятигорским авиаконструктором, - рассказал корреспонденту ВК Бегак. - Он был командиром ряда экспедиций на Южный полюс Земли молодежной команды, созданной в рамках проекта "Небесная Одиссея во славу России". Ребята участвовали в научных исследованиях, выложили в арктически льдах многометровое слово МИР из алых лент.

В апреле 2009 года прошла геополитическая акция "Высокоширотный тропосферный эксперимент "Северный полюс - 2009", реализуемый в рамках Панарктической ледовой дрейфующей экспедиции (ПАЛЭКС) на полярной станции "Борнео". В ходе экспедиции проведены комплексные гидрометеорологические наблюдения с дрейфующего льда в околополюсном регионе. Помимо научных исследований во время экспедиции провели высокоширотный тропосферный эксперимент "Северный полюс - 2009", в рамках которого молодежная команда "Небесная Одиссея" выполнила несколько гляциологических исследований в районе полюса, взяла пробы воздуха по высотам и предприняла экспериментальный полет в нижние слои тропосферы. Проект пятигорчан осуществлен при помощи сверхлегкого летательного аппарата "Бегалет Арктика - 1", разработанного Александром Бегаком в своей пятигорской лаборатории. В 2008 году Александр Бегак сконструировал летательный аппарат "Бегалет-Сталкер", который одновременно является самолетом и автомобилем. При этом аппарат не имеет мировых аналогов - при весе в 140 килограммов он развивает скорость до 200 километров в час и может взлетать с ограниченных участков без аэродрома.

Авиаконструктор рассказал ВК, что сейчас в его планах создание еще двух модификаций сверхлегких летательных аппаратов (они на стадии сборки). Это двухместный экобегалет "Сталкер-2" и "Сталкер" с жестким крылом для навигационно-химических работ. "Мы предполагаем, что новый аппарат будет стоить около 1,2 млн рублей с окупаемостью два месяца", - рассказал автор проекта.
18430 просмотров