Вестник Кавказа

В России могут появиться грузинские товары

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Месяц назад Совет национальной безопасности Грузии под председательством президента Саакашвили принял решение о возобновлении сухопутного сообщения с Россией по Военно-грузинской дороге, где с грузинской стороны расположен пограничный КПП «Казбеги», а с российской - КПП «Верхний Ларс».

Эта дорога - единственная сухопутная коммуникация, связывающая Россию с Грузией и Арменией. Она была закрыта односторонним решением Москвы в 2006 году. Официально - для проведения ремонтно-восстановительных работ на таможенном терминале. Однако многие наблюдатели уже тогда рассматривали решение Москвы как часть комплекса мер (который включал также запрета на импорт грузинской сельхозпродукции, вина и боржоми) по оказанию давления на официальный Тбилиси. Грузинское руководство не желало идти на уступки Москве по целому ряду важных для Москвы вопросов - от стремления в НАТО до согласия на вступление России в ВТО. До сих пор Грузия остается единственным реальным препятствием на пути России в ВТО и по-прежнему увязывает свое согласие с отказом России от непосредственного экономического взаимодействия с Абхазией и Южной Осетией. В Тбилиси всегда настаивали, что КПП «Верхний Ларс» и «Казбеги» – единственный легальный путь для осуществления грузоперевозок, а использование Россией КПП «Зарамаг» (Южная Осетия) и КПП «Псоу» (Абхазия) нарушает основополагающие принципы ВТО.

Третий пострадавший

Многолетний спор завершился тем, что Россия вообще прекратила сухопутное сообщение с Грузией по Военно-грузинской дороге, но в итоге в очень сложном положении оказалась Армения. Российские эксперты связывают это исключительно с экономическими проблемами и недоумевают, почему Еревану недостаточно тех компенсаций, которые Москва предлагает для облегчения доставки грузов, например, через черноморские порты или по маршруту Каспий – Иран – Армения.

При этом Ереван в качестве альтернативы пытается восстановить отношения с Турцией, более того, рассматривает за закрытыми дверьми компромиссные предложения по карабахскому урегулированию, не исключающие более активную вовлеченность западных держав в дела не Южном Кавказе, то есть в зоне жизненно важных геополитических приоритетов России.

Отсутствие сухопутной связи с Россией создает в Армении проблемы не только экономического, но и психологического свойства. Армянская общественность ощущает себя оторванной от единственного союзника и начинает сомневаться в том, сумеет ли этот союзник, в таких условиях (когда все коммуникации через Грузию перекрыты), оказать действенную помощь в случае необходимости.

Даже если подобные опасения беспочвенны (с учетом дислокации на территории Армении мощной российской военной базы и российских пограничников, пути снабжения которых тоже не совсем ясны), общественное мнение заставляет армянское руководство вновь и вновь ставить вопрос о возобновлении сухопутной связи с Россией не только и даже не столько из экономических, но общественно–психологических (в данном случае политических) соображений.

В результате переговоров в Ереване стороны, казалось бы, договорились. Совет национальной безопасности Грузии принял соответствующее решение, но граница все еще на замке и КПП по ее обе стороны не открываются. Почему? Ведь все три столицы, в принципе, выразили готовность возобновить движение!

Цена вопроса

Дело, по всей видимости, в том, что в Москве до сих пор не могут определиться с ценой, которую в любом случае придется заплатить Грузии за возобновление сухопутного сообщения с Арменией. Первоначально Тбилиси выдвинул совершенно неприемлемые для Москвы условия, означающие, по сути, капитуляцию России перед Грузией. Речь шла о снятии всех ограничений на импорт грузинской продукции на российский рынок и открытии КПП не только для грузового, но и для пассажирского движения. Российская сторона ответила резким и категорическим отказом. «Цена чрезмерна», - посчитали в Москве.

Однако затем (наверняка, по совету армянских коллег, доказавших в последние 20 лет, что владеют политическим инструментарием лучше своих грузинских соседей), Тбилиси, казалось бы, смягчил позицию и поставил единственное, вполне легитимное условие. Грузинское руководство завило, что если граница откроется, то не только для армянского транзита через Грузию в Россию, но и для перевозки грузов через территорию России из Грузии - в Казахстан и на Украину. На деле это означает, что Грузия (даже без отмены российского эмбарго) получит возможность поставлять товары в страны СНГ с использованием российских коммуникаций. Кроме того, с учетом коррумпированности центральных и региональных органов власти в самой России, не исключено, что вино, мандарины, зелень, яблоки, боржоми, предназначенные якобы для Украины или Казахстана, до места назначения не доедут, а «осядут» на российском рынке и проконтролировать этот процесс будет очень сложно.

По всей видимости, должностные лица в Москве, ответственные за южнокавказское направление, сейчас ломают голову над тем, как возобновить сообщение со стратегическим союзником в регионе, не «приоткрывая» при этом кислород враждебному режиму Саакашвили. Судя по всему, в нынешних условиях, с учетом объективных факторов (то есть, элементарно, географии) эта дилемма остается неразрешимой.
24950 просмотров