Вестник Кавказа

Политический театр на бывшей Театральной

Давид Степанян, Ереван
Шекспировское «наша жизнь – театр, а люди в нем актеры» стало весьма актуально для политической ситуации в Армении, где практически каждый день армянские политики дают на Театральной площади Еревана настоящие представления. Примечательно, что эта площадь, переименованная в площадь Свободы в самом начале движения за независимость и став ее символом, свободу эту так и не обрела, как не обрел ее и армянский народ.

Итак, 17 марта шествие возглавляемого Левоном Тер-Петросяном Армянского национального конгресса (АНК) завершилось митингом на бывшей Театральной. Это позволило пролевоновской оппозиции заявить о том, что площадь “отвоевана народом”. Имеется в виду, что после трагических событий 1 марта 2008 года площадь была закрыта для всех участников оппозиционных митингов и шествий. После плясок и песен в исполнении соратников Тер-Петросяна первый президент, потрясая кулаками, заявил, что площадь отныне вновь принадлежит народу. На этом все и закончилось - ни единого программного заявления по выходу из глубокого экономического и политического кризиса озвучено не было. Народ просто собрали на площади, наказали и впредь приходить по зову оппозиции, дали потанцевать, попраздновать и с миром отправили по домам с пожеланием "Доброй ночи". Это, впрочем, не помешало оппозиции и экс-президенту заявить о своем горячем желании вновь увидеть весь честной народ на той же площади уже 8 апреля, по всей видимости, исходя из того же желания, дать очередное представление.

Однако главное даже не в бездеятельности оппозиции, поскольку на фоне полного отсутствия конкретных планов по “возвращению власти народу” Тер-Петросян озвучил стремление “начать цивилизованный диалог между властью и обществом, основанный на осознании государственного интереса”. Это заявление ярого противника действующих властей дает повод задуматься, поскольку незадолго до этого президент Серж Саргсян сделал целый ряд заявлений, расцененных обществом как свидетельство готовности к диалогу с оппозицией. Если судить, опираясь на слухи, а также на вездесущий Facebook, то такой “диалог” уже имел место. В результате в обмен на обуздание недовольной части армянского общества, “радикальному оппозиционеру” Тер-Петросяну было обещано 20 голосов в парламенте созыва 2012 года, а также иные блага. По слухам же, часть этих голосов экс-президент и его соратники получат за счет “Наследия”, которое на этот раз лишится “квоты” в парламенте.

Задуматься (и не только в этой связи) стоит также по поводу другого политического деятеля, обретшего пристанище на все той же Театральной площади – лидера “Наследия” Раффи Ованнисяна, который с 15 марта проводит бессрочную голодовку под лозунгом «Голодовка во имя свободы». За эти дни политик никогда ранее не организовывавший митингов и иных уличных акций, собрал 15 тыс. подписей в свою поддержку. На вопрос о том, чего он добивается своей акцией, Ованнисян смог ответить лишь на девятый день голодовки, причем довольно неоригинальным способом, потребовав отставки действующего президента. Примечательно, что успехи Ованнисяна так раззадорили его бывшего шефа, что в ходе “отвоевания” Театральной площади оппозиционер Тер-Петросян демонстративно проигнорировал голодающего коллегу. По истечении 360 часов «Голодовки во имя свободы» Ованнисян с помпой удалился, по всей видимости, сочтя свое дело сделанным.

Зато голодающего лидера “Наследия” посетил еще один блюститель народных интересов - бизнесмен, а по совместительству лидер Народной партии Тигран Карапетян. После провала своего митинга у другого оплота демократичности и свободы - “Матенадарана”, Карапетян с горсткой единомышленников пришел на Театральную площадь, облобызал голодающего и… призвал его сторонников прийти на свой очередной митинг. После этого бывшего медиа-магнат заявил, что на политическом поле Армении помимо него нет ни одного честного человека. На этом фоне всем провластным СМИ, добросовестно охаивающим Карапетяна и называющим его “выпавшем из табу маргиналом”, следовало бы также задуматься - а как он, собственно, мог выпасть из этого табу. В этом случае многое бы могло проясниться, начиная от самой личности “спасителя народа” и заканчивая теми, от кого он этот народ “спасал”.

После театральных успехов оппозиционеров и “спасителей народа” власти, очевидно позавидовав им завистью, присущей национальному менталитету, также прибегли к театральным представлениям. Правда, не на уже занятой Театральной площади, а в парламенте, правительстве и президентском дворце. Представители правящей Республиканской партии заговорили о том, что “восстановление социальной справедливости должно быть приоритетной задачей руководства Армении”, упомянув прямой, искренний диалог с обществом как одну из важнейших предпосылок к сохранению внутренней стабильности. После этого президент страны помахал пальцем перед носами министров и постучал кулаком по столам различных ведомств, призывая высших госчиновников более рьяно радеть об интересах простого народа. Правда, результатом помахивания и постукивания стало лишь очередное подорожание продуктов первой необходимости и очередное обещание начальника полиции “задушить революцию в колыбели” вкупе с поломкой зонта еще голодавшего в то время Ованнисяна.

На фоне всего этого шутовства, называемого в Армении “внутриполитической жизнью”, общие системные проблемы в управлении Арменией по-прежнему не удается исправить, либо их просто не желают исправлять. В их числе массовая коррупция, отсутствие равноправия и правосудия, социальные противоречия, некомпетентность госчиновников. Коррупция позволяет смело записывать в пособники бунтарей-оппозиционеров значительную часть граждан. Поскольку те, которые за деньги отпускают “обычных” преступников и правонарушителей, за деньги регистрируют, за деньги выдают справки и так далее, легко могут сделать за деньги любую другую вещь, в том числе направленную против государственной власти.

На этом фоне исполнительная власть в Армении сама перед собой отчитывается, сама себе дает обязательства, сама себя назначает. Сама система управления страной деформирована. Одной из проблем остается колоссальная разница между защищенностью власти и незащищенностью простых людей. В этой ситуации масса недовольных постоянно растет, грозя стать критической. Люди не могут понять, как можно арестовать и посадить человека по сфабрикованному обвинению во взяточничестве в размере 275 дол. на два месяца, лишь за то, что он брат депутата, известного своей антиправительственной деятельностью. Люди не могут понять – почему Генпрокуратура, полиция, СНБ и прочие ответственные органы не занимаются деятельностью некоторых госчиновников-бизнесменов, парламентариев-бизнесменов, генералов-бизнесменов с тем же рвением, с каким занялись братом оппозиционного депутата. Если бы это произошло, у армянского общества стало бы меньше поводов для постоянно растущего недовольства.

Таким образом, Площадь Свободы, действительно ставшую оплотом людей, жаждущих реализации своих гражданских прав в 1988-ом и 2008-ом можно вновь переименовывать в Театральную. Благо, разница между устраиваемыми там представлениями лишь в жанрах: трагедии Раффи Ованнисяна, шутовства Тиграна Карапетяна и Левона Тер-Петросяна и классической комедии, которую продолжают ломать власти. Армянскому народу остается лишь уповать на то, чтобы эти жанры не переросли в трагикомедию.
24210 просмотров