Вестник Кавказа

Встреча в Астрахани

Эльмира Таривердиева, Баку
27 октября Ильхам Алиев и Серж Саргсян по приглашению Дмитрия Медведева провели в Астрахани трехстороннюю встречу, на которой обсудили вопросы, связанные с урегулированием нагорно-карабахского конфликта. Это уже третья встреча президентов в таком формате в 2010 году. Организовывая саммит, Дмитрий Медведев стремился если не к прогрессу в ходе урегулирования, то к минимальной стабилизации ситуации в регионе, понимая, что сейчас главное не допустить, чтобы стороны потеряли минимальные наработки.

Безуспешные попытки медиаторов, как на уровне сопредседателей Минской группы ОБСЕ, так и на уровне президентов России, Франции и США, а также председателя ОБСЕ Казахстана способствовать продвижению мирного процесса стали поводом для разочарования народов Азербайджана и Армении. Если до 2008 года процесс переговоров шел ни шатко ни валко, ограничиваясь редкими посещениями региона сопредседателями МГ ОБСЕ, то после Майндорфской декларации каждая встреча президентов Алиева и Саргсяна обещала стать прорывной. Если на протяжении многих лет народы обеих стран жили относительно спокойно, то в последние два года и азербайджанцы и армяне находились в постоянном предвкушении скорого прогресса, надеясь, конечно, на два разных варианта окончания конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Этого не произошло. Стороны не только не сблизили позиции, но и, как казалось иногда, усугубили противоречия. Азербайджанская сторона неоднократно говорила о том, что Армения в ходе переговоров возвращается к уже давно, казалось бы, согласованным вопросам, Ереван же обвинял Баку в усилении военной риторики.

Именно из-за возрастающего напряжения Россия и предприняла попытку сгладить углы. По сути, в Астрахани не произошло никакого прорыва, однако подписанная по итогам встречи декларация, которая предусматривает возврат военнопленных и обмен телами погибших (то есть по сути дела носит гуманитарный характер) важна для народов обеих стран. Кроме того, подписание совместного документа дает надежду на то, что диалог будет продолжен и за этим шагом последуют другие.

Для Москвы было необходимо также подготовить обе стороны нагорно-карабахского конфликта к грядущему саммиту ОБСЕ в Астане. Дело в том, что Россия уже долгое время всеми силами пытается продвинуть свой проект новой архитектуры безопасности в Европе. При этом существование замороженных конфликтов на постсоветском пространстве, которое считается "зоной привилегированных интересов" Кремля, не вписывается в эту концепцию и даже ей противоречит. Потому на саммите в Астане президент Медведев попытается склонить обе стороны конфликта к согласованию еще одного или нескольких пунктов мирного процесса. Правда, это совсем не говорит о том, что в Астане произойдет событие, способное кардинально поменять ход мирного процесса. Стороны могут подписать еще один документ, декларирующий намерения, будь то начало активного диалога между народами двух стран, гуманитарная сфера или просто согласие на дальнейшее продолжение процесса.

Но как бы ни продвигался на деле процесс переговоров вокруг Нагорного Карабаха, очевидно, что Россия и лично президент Медведев, играют роль самого влиятельного на сегодняшний день медиатора в этом процессе. Если посредничество Кремля приведет к каким-либо положительным сдвигам в процессе поиска консенсуса, Россия с полным правом может считать Южный Кавказ зоной своих привилегированных интересов. Ведь в этом случае влияние Кремля на Баку и Ереван усилится многократно.
28580 просмотров