Каспий – территория регионального развития -1

Каспий – территория регионального развития -1
Проблему взаимодействия каспийских государств, конечно, нельзя свести к одной, наиболее важной составляющей. Фактически мы имеем дело с целым комплексом тем, которые определяют будущее этого важнейшего геостратегического региона. Это и решение вопроса правового статуса Каспия, и проблемы оптимизации транспортных коммуникаций, взаимодействия в сфере безопасности. Но, безусловно, существует ключевая методологическая составляющая каспийской темы, которая и создает главный мотив для консолидации потенциалов каспийской пятерки, создает потребность в выработке общих позиций с точки зрения использования каспийских ресурсов на рациональной и взаимовыгодной основе.

В качестве подобной предпосылки выступает тема модернизации, которая одинаково актуальна для Казахстана, Азербайджана, России, Туркменистана и Ирана. Программа модернизационного проекта абсолютно понятна и четко определена в выступлениях Дмитрия Медведева, Нурсултана Назарбаева, Ильхама Алиева. Это диверсификация экономики, сильный человеческий капитал, развитие инновационной составляющей и преодоление технологического отставания наших стран от ведущих государств западного мира.

Эту задачу применительно к региональной политике необходимо рассматривать в двойном контексте. С одной стороны, нефтегазовые ресурсы Каспия могут быть использованы в качестве новых точек роста для национальных экономик. С другой стороны, именно каспийский регион в рамках взаимодействия между нашими странами-партнерами может стать пространством для новой инновационной экономики.

Поэтому существует потребность в создании общей стратегии развития региона для превращения его в опорное звено инновационного роста для «каспийской пятерки». Полноценной реализации совместного модернизационного потенциала препятствуют два фактора. Во-первых, нерешенность вопроса о правовом статусе Каспия, а во-вторых, отсутствие сильной региональной интеграционной площадки, в рамках которой упомянутые задачи можно было бы решать на системной основе.

Кроме того, еще один фактор тормозит формирование нового взгляда на сотрудничество каспийской пятерки – это попытка активного вмешательства в каспийский диалог внерегиональных сил. До настоящего времени мы не видим особых плюсов в том, что внешние игроки пытаются навязать собственные правила игры, далеко не всегда соответствующие интересам и потребностям каспийской пятерки. Именно поэтому нам необходимо продвигаться по пути развития интеграционных проектов, сформировать опорную точку для диалоговых площадок на региональной основе. Эту миссию может выполнить ОКЭС, которая значительно повысит уровень сотрудничества, будет способствовать повышению качества развития наиболее актуальных проектов.

Как отмечают некоторые российские эксперты, «позитивная динамика социально-экономического взаимодействия государств «каспийской пятерки» доказывает необходимость создания коллективного органа регионального сотрудничества и модернизации. Поэтому для стран «пятерки» появление каспийской международной организации станет доказательством достигнутого высокого уровня их политического взаимодействия».
Продолжение следует

25185 просмотров



Вестник Кавказа

во Вконтакте

Подписаться



Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!