Вестник Кавказа

Политика на службе нефтяных потоков

Евгений Кришталёв
Компания bp остается на Каспии, несмотря на внутренний кризис, вызванный аварией платформы в Мексиканском заливе, приведшей к крупнейшей экологической катастрофе. Транснациональная компания не только не продала свою долю в азербайджанских каспийских проектах, но и воспользовалась случаем нарастить свою долю в блоке месторождений "Азери-Чыраг-Гюнешли" (АЧГ). Тем не менее, эхо событий в Мексиканском заливе, санкции против Ирана в той или иной степени все же отразились на состоянии дел в консорциуме АЧГ, а также эксплуатации трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан.

В середине августа bp официально объявила о закрытии сделки о приобретении части доли американской Devon в АЧГ – 3,29%. Ее участие в проекте и без того самое большое в консорциуме, достигло 37,43%. Однако британцам пришлось поделить весь пакет американцев, превышавший 5%, с другими партнерами по АЧГ. Соотечественники Devon из компании Chevron, а также две японские компании Inpex и Itochu воспользовались своим правом преимущественного приобретения долей выходящих из проекта компаний и поделили оставшуюся часть между собой. На долю Chevron дополнительно пришлось 0,99%, а Inpex и Itochu получили соответственно 0,96% и 0,38%.

Сделка с Devon планировалась еще с начала года, и разговор шел обо всем пакете американцев, а также продажи проектов компании в других частях света. В частности компания bp согласилась на покупку активов Devon в Бразилии, Азербайджане и в глубоководной части Мексиканского залива за $7 млрд. Азербайджанская составляющая была одним из элементов большой сделки, где bp уступала Devon 50% долевого участия на нефтяных пластах Кирби (Канада). Однако в силу событий в Мексиканском заливе и угрозе поглощения британцев конкурентами не все сделки были завершены.

Что же касается Азербайджана, то, по словам главы bp-Azerbaijan Рашида Джаваншира, покупка дополнительного долевого участия является частью долгосрочных обязательств компании, связанных с важной стратегической территорией – Каспийским регионом. bp уже занимает здесь сильную позицию и намерена в будущем еще более усилить ее, сказал руководитель бакинского офиса bp. Оценка запасов блока месторождений АЧГ за последние годы несколько раз пересматривалась в сторону повышения, по данным ГНКАР, оно содержит более 1 млрд тонн нефти.

Кроме того акционеры АЧГ обсуждают вопросы разработки на территории залежей природного газа, которые располагаются на глубинах ниже нефтяных горизонтов. По приблизительным подсчетам, запасы глубокозалегающего газа на АЧГ оцениваются в 400-500 млрд кубометров.

Примечательно, что под обеспечение нефтью с АЧГ компания bp смогла получить кредит в размере $2 млрд от иностранных банков. Эти средства будут использованы для продвижения проектов в Азербайджане, а также финансирование фонда для затрат на ликвидацию последствий аварии в Мексиканском заливе и выплаты компенсаций.

Азербайджанское правительство не могло вмешиваться в сделку, поскольку приобретателем доли Devon в АЧГ, а также других международных проектах выступала головная компания bp. В то же время Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР – SOCAR) не стала пользоваться своим правом на увеличение своей доли в проекте АЧГ. Не исключено, что это было частью сделки Азербайджана с bp, и официальное согласие руководства страны все же было получено во время визита покидающего пост главы компании Тони Хейворда в Баку ранее летом этого года. На встречах в Азербайджане обсуждалось большое количество вопросов, в том числе и коммерческого характера.

Так в августе было объявлено о том, что по трубопроводу БТД стала прокачиваться туркменская нефть, хотя контрактных и правовых основ для такой операции доселе не существовало. При этом с начала этого года компания "Тенгизшевройл", разрабатывающая месторождение "Тенгиз" в Казахстане, прекратила поставки своей нефти по трубе Баку-Тбилиси-Джейхан, хотя все контракты на прокачку были заключены еще два года назад. Казахстанская сторона объяснила это невыгодностью тарифов за перевозку по БТД. Тенгизская нефть поступает в Азербайджан, но переориентировалась на железнодорожный транспорт и транспортируется до черноморских портов Грузии – Батуми и Кулеви.

Как оказалось, туркменская нефть, идущая в БТД, добывается на месторождении "Челекен" компанией Dragon Oil из ОАЭ. По своему качеству она практически соответствует нефти АЧГ и потому никаких проблем с банком качества в Джейхане не создает. Договор о сотрудничестве с арабской компанией был подписан ГНКАР в июне 2010 года и предполагал, что азербайджанские партнеры будут содействовать перевалке туркменской нефти далее на мировые рынки. Однако формально в БТД нефть "Челекена" поступает как нефть ГНКАР, поскольку после покупки уже перестает принадлежать Dragon Oil. Для такой операции более чем очевидно нужно было не менее формальное согласие bp, как оператора трубы.

В итоге стороны с пониманием отнеслись к решению задач друг друга и без проволочек разрешили все сложности и вопросы контрактов. Ожидается, что поставки туркменской нефти будут расти, ведь добыча на "Челекене" наращивается и станет еще больше после пуска в эксплуатацию новых платформ через 2-3 года.

На руку азербайджанскому направлению сыграла и наращиваемая напряженность вокруг Ирана и объявленные санкции против этой страны. Ранее отгрузка туркменской нефти велась в направлении иранского порта Нека на условиях своповых операций (обмена). Однако из-за санкций делать это для иностранных компаний все сложнее. Хозяева Dragon Oil решили искать новые стабильные маршрута для вывода своей нефти на мировые рынки. В каспийском регионе самым надежным и эффективным способом поставок нефти на мировой рынок считается трубопровод БТД и в целом направление из Азербайджана на запад – через Грузию в Турцию.
31335 просмотров