Вестник Кавказа

Зачем Израилю независимость Курдистана

The National

Перекраивание карты региона, скорее всего, приведет к хаосу, который Израиль, обладающий ядерным оружием, сможет использовать в своих целях. К такому выводу приходит Джонатан Кук в статье How Kurdish independence is central to Israel's plans to reshape the region, опубликованной в арабском издании The National. По его данным, на прошлой неделе палестинцы и израильтяне с особым интересом следили за референдумом иракских курдов.

По разным причинам израильские дипломаты и многие простые палестинцы были в восторге от голосования за отделение от Ирака. Учитывая негативную реакцию со стороны Багдада и гнев Ирана и Турции, на территориях которых проживают беспокойные курдские меньшинства, становление Курдистана на севере Ирака вряд ли произойдет в ближайшее время. Причины поддержки палестинцами курдов очевидны. Интересы Палестины не были учтены, когда столетие назад Англия и Франция создавали государства на Ближнем Востоке. Как и курды, палестинцы, угнетенные своими правителями, оказались в ловушке на разных территориях. Труднее понять заинтересованность Израиля в курдской независимости. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху был единственным мировым лидером, поддержавшим независимость Курдистана, в то время как другие израильские политики заявили о ”моральном праве” курдов иметь свое государство. Ни один из них не обратил внимания на то, что их мнение не вяжется с их же подходом к палестинскому вопросу.

Израиль выигрывает от создания Курдистана, потому что курды проживают на территории, богатой нефтью. В отличие от арабских государств и Ирана, они готовы продавать энергоресурсы Тель-Авиву.

Но истинные причины израильской поддержки гораздо глубже. Израиль и курды сотрудничали, в основном тайно, на протяжении десятилетий. Израильские СМИ упоенно писали о генералах, ныне находящихся в отставке, которые обучали курдов с 1960-х годов. Эти связи не были забыты или оборваны. На митингах в поддержку независимости развевались израильские флаги, и курды говорили о своем стремлении стать ”вторым Израилем”.

Израиль рассматривает курдов как своего ключевого союзника в регионе, где преобладает арабское население. Теперь, когда влияние ИГИЛ снизилось, независимый Курдистан может помешать Ирану заполнить образовавшуюся пустоту. Израиль хочет, чтобы был создан бастион, который не позволит Тегерану передавать оружие, а также делиться разведданными и опытом с шиитскими союзникам в Сирии и Ливане. Однако нынешние интересы Израиля говорят о более широком видении региона.

Формирование этого видения началось отцом-основателем Израиля Давидом Бен-Гурионом, который разработал стратегию ”союзничества с периферией” - выстраивание военных связей с неарабскими государствами, такими как Турция, Эфиопия, Индия и Иран, которые в то время управлялись шахами. Цель состояла в том, чтобы помочь Израилю выйти из региональной изоляции и сдерживать арабский национализм во главе с президентом Египта, Гамалем Абдель Насером.

Израильский генерал Ариэль Шарон расширил эту доктрину безопасности в начале 1980-х годов, призывая Израиль стать имперской державой на Ближнем Востоке. Израиль стал единственной страной в регионе, обладающей ядерным оружием, что делает государство незаменимым для США.

Шарон не говорил о том, как могла быть реализована идея создания израильской империи, но в то же время в плане, написанном для Всемирной сионистской организации бывшим сотрудником министерства иностранных дел Израиля Одедом Йиноном, были прописаны конкретные указания. Одед Йинон предложил имплозию Ближнего Востока за счет развала ключевых государств региона и главных противников Израиля посредством разжигания межэтнических и этнических разногласий. Цель состояла в разрушении этих государств путем ослабления, чтобы Израиль смог занять свое место в качестве единственной региональной державы.

Вдохновением для этой идеи послужили оккупированные территории, где жили палестинцы. Позже Израиль окончательно разделил палестинское национальное движение, воспитывая исламский экстремизм, который привел к созданию ХАМАС и ″Исламского джихада Палестины″.

В этот период Израиль также опробовал свои идеи в соседнем южном Ливане, который он оккупировал в течение двух десятилетий. Там присутствие Тель-Авива еще больше усилило напряженность между христианами, друзами, суннитами и шиитами.

Стратегия ”балканизации” на Ближнем Востоке, похоже, заинтересовала  группу американских политиков-сторонников жесткой линии, так называемых неоконсерваторов, которые получили известность во время президентства Джорджа Буша.

Оказавшись под серьезным влиянием Израиля, они продвигали идею ”отката” ключевых государств, в частности, Ирака, Ирана и Сирии, которые выступали против господства Израиля и США в регионе. Они уделили приоритетное внимание вытеснению Саддама Хусейна, который использовал ракеты против Израиля во время войны в Персидском заливе в 1991 году.

Кровавое разделение страны на суннитские, шиитские и курдские территории считается нежелательным побочным эффектом вторжения в Ирак в 2003 году, но действия Вашингтона выглядели подозрительно преднамеренным. Теперь иракские курды близки к тому, чтобы закрепить этот распад.

Сирия пошла по тому же пути, погрязнув в борьбе, которая привела к тому, что ее лидер оказался не в силах что-либо предпринять. И Тегеран снова оказался под прицелом Израиля и его союзников в США, пытающихся разорвать ядерное соглашение 2015 года и загоняющих Тегеран в угол. Арабские, белуджийские, курдские и азербайджанские меньшинства, проживающие на территории государства, возможно, уже созрели для того, чтобы выразить свое недовольство.

В прошлом месяце на конференции в Герцлии, ежегодном слете представителей служб безопасности Израиля, министр юстиции Айелет Шакед призвала к созданию курдского государства, которое может стать неотъемлемой частью усилий Израиля по ”перестройке” Ближнего Востока. Перекраивание карты региона, скорее всего, приведет к хаосу, который Израиль, обладающий ядерным оружием, может использовать в своих интересах при поддержке Вашингтона. В результате еще большей неразберихи палестинский вопрос окажется гораздо ниже в списке приоритетов международного сообщества.

17515 просмотров