Вестник Кавказа

Волгоград: не допустить напряжения в межнациональных отношениях

Волгоград: не допустить напряжения в межнациональных отношениях
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

В Волгограде и других регионах России вводится усиленный режим всего силового блока в связи с терактами на городском вокзале и в троллейбусе 29 и 30 декабря, в результате которых погибло, по предварительным данным, 32 человека, десятки ранены.

Комментируя ситуацию в интервью "Вестнику Кавказа" координатор Клуба экспертов Волгограда Андрей Серенко выразил мнение, что "система безопасности в Волгограде и Волгоградской области оказалась самой слабой на юге России. Низкий уровень профессионализма, как теперь выясняется, в сфере борьбы и противодействия терроризму привел к тому, что Волгоград сегодня воспринимается террористами как легкая мишень. Взрывают там, где можно взорвать".
Серенко подчеркнул, что исправить ситуацию могут только сами силовики: "Ничего поделать здесь не могут ни гражданская власть, ни политические партии, ни общественные организации, потому что задача борьбы с терроризмом - это задача совершенно конкретных правоохранительных структур, которые должны иметь опыт соответствующей работы. Бороться с террористами не могут дилетанты, дружинники, чиновники областного правительства, губернаторы, священнослужители и так далее".
"То, что мы видим сегодня в Волгограде - это две циничные, расчетливые, хорошо продуманные специальные операции, которые были организованны очень злыми, но очень неглупыми людьми. Пока, исходя из того, что делают силовые структуры, я не вижу в их деятельности понимания логики того, чего хотят террористы, а то, что есть некая сверхзадача в этой цепочке террористических актов в Волгограде, на мой взгляд, это очевидно. И до тех пор, пока силовые структуры будут только расследовать уже совершившиеся теракты, а не пытаться предвидеть логику и следующие поступки террористов, мы будем получать новые взрывы", - предупредил Серенко.

Старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов в интервью "Вестнику Кавказа" заявил, что "Волгоград был выбран, во-первых, потому, что это транзитный город, пункт, через который проходят разные пути транзитов и из Средней Азии, и с Кавказа. Вторая вероятная причина - невозможность для террористов нанести удар по более желанным целям. Дело в том, что в двух главных пунктах, в которых террористы хотели бы устроить теракты Сочи и Москва приняты достаточно серьезные меры безопасности, для них эти города, видимо, недоступны, а соответственно, в Волгограде как самом ближнем из менее защищенных городов была возможность нанести очень болезненный удар".
Ярлыкапов предупредил, что по мере приближения Олимпиады в Сочи серьезную бдительность необходимо проявить практически по всем направлениям, не только в Поволжье: "В первую очередь, естественно, это Краснодарский и Ставропольский края, то, что произошло в Пятигорске недавно (взрыв автомобиля недалеко от здания ГИБДД), это очень явно показало. На мой взгляд, это осуществление тех угроз, которые еще много лет назад Доку Умаровым были ясно озвучены о срыве Олимпиады. И вот это затишье долгое, которое было это было затишье перед бурей".

Три версии того, почему террористы выбрали Волгоград предложил "Вестнику Кавказа" завкафедрой высшего журналистского мастерства МГЛУ Алан Касаев: "Первая заключается в том, что для России Волгоград не просто город, а символ прежних побед в борьбе с иностранными агрессорами. "Во-вторых, это та точка на карте, которая находится на пресечении разных путей - и с Северного Кавказа в центр России, и из центра России в Сибирь. То есть Волгоград это своеобразный перекресток транспортных и культурных магистралей. Третья причина, тактическая, может быть действительной в том случае, если внутри города существует организованной террористическая группировка".

"Волгоград узкий и длинный, вытянутый вдоль Волги, поэтому с места крупного преступления в нем легко уходить, - считает Касаев. - То есть выбор города могла диктовать преступная тактика, при условии, что именно в Волгограде расположился некий центр террористической деятельности. Это реально, если здесь есть некая хорошо законспирированная группа людей, которые изучили местность, разбираются в том, как работают местные правоохранительные органы, и, самое главное, которым доверяют лидеры бандподполья".
При этом Касаев предложил не торопиться с выводами о том, откуда исходит террористическая угроза: "Несмотря на то, что исполнители оказываются родом из Дагестана или каких-то соседних районов Северного Кавказа, у меня имеются сомнения насчет того, кто стоит за последними взрывом в Волгограде. Я совсем не уверен, что след ведет именно на Северный Кавказ".

Солидарны с экспертом и депутаты Госдумы, и главы республик СКФО. Призвав не допустить напряжения в межнациональных отношениях при освещении терактов, зампред комитета по конституционному законодательству и госстроительству Ризван Курбанов заявил, что "необходимо воспрепятствовать использованию бандитами информационно-коммуникативных возможностей интернета в своих интересах, ведь основная их цель - дестабилизация ситуации и попытка разжечь межнациональную рознь в обществе".

Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов выразил мнение, что "каждый подобный вызов только укрепляет нашу жесткую и принципиальную позицию любые действия деструктивных сил, направленные на дестабилизацию общества, незаконны, и организаторы и исполнители этих преступлений должны быть наказаны по всей строгости российского законодательства".
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, а также предложил заявил, что "сегодня необходима полная мобилизации сил правоохранительных органов, всего нашего общества, всех людей доброй воли. А те, кто стоит за этими терактами, эти шакалы, по вине которых погибли и искалечены мирные люди, должны быть найдены и наказаны самым жесточайшим образом в рамках российского законодательства".
С призывом принять закон, "безгранично усиливающий наказание" за терроризм, выступил глава Чечни Рамзан Кадыров: "Играми в демократию и гуманность мы не искореним это зло. Я призываю Госдуму на первом же заседании принять закон, безгранично усиливающий наказание для тех, кто не только совершает теракт, но разделяет идеи террористов, распространяет их идеологию, готовит террористов".
Кадыров предложил объявить вне закона все радикальные движения, партии и группы: "Нельзя делить преступников на хороших и плохих. Террористы не являются ни мусульманами, ни христианами, даже если они круглосуточно имитируют совершение молитв".

15915 просмотров