Вестник Кавказа

Внутренние и внешние факторы кризиса в Армении

"Хюрриет"

Всего через два дня после неудачной попытки переворота в Турции вооруженная группа боевиков захватила полицейский участок штаб-квартирой полиции в Армении, взяв в заложников. Произошедшее было названо попыткой  государственного переворота. Группа, которая окрестила себя «Сасунские храбрецы» потребовала от правительства отставки Сержа Саргсяна и освобождения «политических заключенных», включая Жирайра Сефиляна, военного командира, который считается среди армян героем нагорно-карабахской войны. Сефилян был арестован в июне по обвинению в заговоре с целью захвата зданий и средств коммуникаций. Он критиковал правительство за не способность решить длительный карабахский конфликт. «Сасунские храбрецы» сдались 31 июня после того, как правительство разогнало демонстрантов с помощью слезоточивого газа, шумовых гранат и дымовых шашек. В результате погибли два сотрудника полиции и было ранено несколько человек с обеих сторон.

Интересно, что всего за два дня до начала кризиса, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу находился с визитом в Баку. Во время совместной пресс-конференции со своим азербайджанским коллегой Чавушоглу заявил, что Турция может нормализовать отношения с Арменией на условиях Баку и что оттепель  между Анкарой и Москвой может оказать положительное влияние на урегулирование карабахского конфликта. Дата начала переворота в Армении неизбежно заставляет задуматься о возможном внешнем влиянии, лежащем в основе кризиса.

«Кризис начался как преступный акт малочисленной, радикальной оппозиционной группы с небольшой поддержкой,- говорит Ричард Киракосян, директор Центра региональных исследований в Ереване (ЦРИ). - Тем не менее он вызвал более глубокую конфронтацию, в виду серьезного недовольства внутри страны и чувства разочарования непопулярным правительством».

По словам Киракосяна, после попытки переворота можно сделать три вывода.

Во-первых, растущее в армянском обществе недовольство широко распространенной политической коррупцией. Люди недовольны фальсификациями итогов выборов и усилением социального расслоения. «Кризис в этом смысле может рассматриваться как неизбежный, учитывая явный глубокий раскол и выраженную поляризацию армянской политики»,- утверждает Киракосян.

Во-вторых, полиция ответила на кризис применением суровых мер, в том числе в отношении журналистов, произвольные массовые аресты гражданских активистов без какой-либо установленной связи с захватом заложников, еще больше усилии напряженность, создав условия для общественной солидарности с вооруженными людьми.

В-третьих, внешнеполитический аспект, который, по мнению Киракосяна, находит отражение в выраженном страхе Еревана пойти на уступки в карабахском конфликте.

Никол Пашинян

Хотя противостояние закончилось, кризис с заложниками может иметь серьезные последствия как для внутренней, так и для внешней политики Саргсяна.

Киракосян советует внимательно следить за зарождающейся новой политической оппозицией вокруг парламентария Никола Пашиняна, одного из лидеров оппозиционной партии «Гражданский договор». Он был единственным, принятым всеми сторонами в качестве посредника во время этого кризиса.

Пашинян считается одним из самых откровенных критиков  армяно-российского соглашения по системе ПВО, утвержденной парламентом Армении 3 июня. Противники сделки утверждают, что передача контроля над системой ПВО страны России превратит Армению в сателлит Москвы. Четырехдневная война в Карабахе в апреле этого года привела к тяжелым потерям  армянской стороны, после чего многие в Ереване стали критиковать Москву за продажу оружия Азербайджану.

Последние политические изменения свидетельствует о том, что разрешение карабахского конфликта требует общественного консенсуса, и примирения между политическими элитами будет недостаточно.

 

18270 просмотров