Вестник Кавказа

В Стамбуле родилась новая конфигурация: ЕС-РФ-Турция без США?

Михаил Симонов
В Стамбуле родилась новая конфигурация: ЕС-РФ-Турция без США?
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выразил надежду на то, что четырехсторонний саммит (Турция-Россия-Германия-Франция) по сирийскому урегулированию, состоявшийся в Стамбуле, оправдает надежды всего мира на разрешение сирийского кризиса. Встреча с участием Владимира Путина, Эммануэля Макрона, Ангелы Меркель и Реджепа Тайипа Эрдогана прошла в главном зале дворца "Вахдеттин", принадлежавшего последнему султану Османской империи Мехмеду VI Вахидеддину. Сегодня это один из офисов Эрдогана.

Саммит по Сирии в таком формате планировалось провести еще в конце сентября, но к тому не удалось решить все организационные вопросы. Состоявшаяся встреча четырех лидеров была посвящена в основном ситуации в провинции Идлиб, о которой впоследствии Владимир Путин отозвался как о сложной, но постепенно улучшающейся, в том числе благодаря действиям турецкой стороны, выполняющей условия договоренностей. Политические тяжеловесы затронули также вопросы послевоенного восстановления Сирии.

Несмотря на то, что пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков предельно осторожно заметил, что от саммита не стоит ожидать прорывных решений, и это прежде всего "сверка часов" по урегулированию в Сирии, ожидания оставались довольно высокими. Тем не менее пресс-конференция произвела такое впечатление, что все остались при своем. Владимир Путин заявил, что диалог был плодотворным, конструктивным, но и только. О каких-то результатах можно только догадываться и строить предположения. И это, по мнению ряда обозревателей, не в пользу Москвы. Потому как следующий саммит на высоком уровне планируется провести в Швейцарии, но Россия там будет заменена Соединенными Штатами.

Россия может оказаться на втором плане, если США и Турции удастся согласовать позиции по сирийскому вопросу. Тогда точно будут предприняты попытки разрулить ситуацию, не особо оглядываясь на Москву, которая пытается решить сложнейшую задачу – удержать власть Башара Асада и целостность сирийского государства. Российская позиция не принимается Советом безопасности ООН – у тех же США свое видение ситуации и российские предложения будут торпедироваться. При этом Москве намекнули, что в случае атаки на Идлиб, будет нанесен удар по Асаду, чего Запад делать не хочет. Во всяком случае демонстрирует это. Причем эта демонстрация носит несколько зловещий оттенок - намек на обреченность власти Асада, целиком и полностью зависящей от российской и иранcкой поддержки. Эта поддержка не может быть бесконечной в силу сложностей, которые испытывают в "сюрплясе" Москва и Тегеран, и, прежде всего, по экономической составляющей.

Старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН Михаил Рощин тем не менее склонен считать саммит в Турции – важнейшим и даже переломным моментом: "Лидеры двух ведущих европейских государств встретились с российским президентом, и это можно рассматривать как новый контур международной политики. Существенным пробелом стало отсутствие США. Очевидно Дональд Трамп пока не готов участвовать в переговорах по вопросам послевоенного обустройства Сирии". Как заявил Рощин "Вестнику Кавказа", одна из целей встречи – выработка новой формулы политического поствоенного урегулирования конфликта, и, возможно, ЕС и РФ будут сами решать вопросы Сирии. "Эрдоган и Путин стали ключевыми игроками в урегулировании ситуации, они выработали единую позицию в ходе двусторонних переговоров, которые состоялись накануне четырехстороннего саммита. Сложно решить вопрос Идлиба – последнего оплота боевиков "Хайт Тахир аш-Шам". Именно отсюда начиналось "брожение" в Сирии, и сегодня эта провинция остается мятежной. У Анкары свои виды на Идлиб. Это приграничная с Турцией провинция. Основные районы Сирия при поддержке Турции и Ирана освободила. Главный же итог саммита, на мой взгляд, в том, что сложилась новая политическая конфигурация: ЕС-РФ-Турция без США", – заявил Рощин.

Старший научный сотрудник Центра исследований проблем Центральной Азии и Афганистана МГИМО МИД России, кандидат исторических наук Леонид Гусев, комментируя состоявшийся саммит, заострил внимание на договоренности о создании комиссии, которая разработает новую конституцию Сирии, а также на ситуации в провинции Идлиб: "В Идлибе все еще сложное положение из-за тяжелой гуманитарной обстановки, наплыва беженцев. По словам президента России Владимира Путина, Турция выполняет все свои обязательства по Идлибу и поэтому сотрудничество между двумя странами по сирийскому вопросу будет продолжаться. В конце встречи было принято совместное заявление, в котором говорится об образовании конституционной комиссии по Сирии до конца 2018 года. Что касается судьбы сирийского президента Башара Асада, то, по имеющейся информации, этот вопрос не обсуждался. Как заявила канцлер Германии Ангела Меркель, в конце политического процесса должны состояться свободные выборы, в которых могут принять участие все сирийцы, имеющие право голоса, включая диаспору".

Как отметил Леонид Гусев, важен формат саммита по Сирии: Россия-Турция-Германия-Франция. "Для всех участников встреча была важной. И для Германии, где находится уже около миллиона сирийских беженцев. И для Франции, которая инициировала эту встречу и ей было необходимо подчеркнуть ее международную значимость. И для России – Путин заявил, что расширение участников урегулирования пошло бы на пользу Сирии. И для Турции, соседствующей с неспокойной страной. В любом случае, как отмечают многие аналитики, нынешний саммит стал попыткой западных лидеров в лице Меркель и Макрона выяснить, каких действий можно ожидать в Сирии от Москвы и Анкары, какие у них цели", – заявил Гусев.

18880 просмотров