Украина может потерять узбекский рынок

Украина может потерять узбекский рынок

Торговая война, разгоревшаяся между Узбекистаном и Украиной, завершилась победой Ташкента. В ответ на прекращение антисубсидиарного расследования в отношении узбекских автомобилей марки Ravon, Узбекистан дал добро на растаможку застрявших на его границе украинских товаров, в первую очередь, лекарств. Эксперты считают, что введением санкций против Украины Узбекистан отстаивал свои экономические интересы.

Руководитель отдела экономики Института стран СНГ Аза Мигранян сказала "Вестнику Кавказа", что узбекская сторона лишь "ущипнула" украинских производителей, противопоставив им свои повышенные требования. Напомним, что когда Узбекистан заблокировал импорт продукции из Украины, сахар, лекарственные препараты и другая продукция больше месяца оставалась на узбекской таможне. Это была ответная мера Ташкента на выдавливание узбекского производителя с автомобильного рынка Украины.

Украинские производители уже подсчитывают ущерб. В частности, руководитель аналитического отдела Национальной ассоциации "Укрцуков" Руслан Бутило отметил, что Украина может потерять основной рынок сбыта. Экспорт в Узбекистан составлял 60% всего украинского сахарного экспорта.

В октябре по жалобе автомобилестроителей "Укравтопром" Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) начала расследование импорта легковых автомобилей из Узбекистана. В последние несколько лет продажи узбекских автомобилей на Украине переживают бум. Согласно данным украинских властей за 2015-2017 годы, объем импорта транспортных средств из Узбекистана вырос на 760%. В заявлении украинских властей говорится, что узбекские машины дешевле автомобилей украинского производства, несмотря на введенные ранее меры по защите украинских производителей. В частности, в ноябре 2015 года Киев ввел пошлину в размере 12,12% на узбекские автомобили. Украинская сторона обвинила узбекских производителей в том, что они получают субсидии от своего правительства и импортируют товар на особых условиях, которые причиняют существенный вред украинским производителям. В ответ посол Узбекистана на Украине Алишер Абдуалиев заявил, что Киев выдавливает узбекских производителей с автомобильного рынка.

Депутаты узбекского парламента выразили недовольство и указали на то, что сальдо торгового баланса между двумя странами сильно склоняется в пользу Украины. "Объем импорта из Украины в Узбекистан более чем в три раза превышает экспорт наших товаров в эту страну", – цитирует заявление Эркина Халбутаева, члена фракции УзЛиДеП в нижней палате парламента Узбекистана, новостное агентство "УзА".

Вчера стало известно, что Украина включила задний ход. На состоявшемся 3 декабря заседании МКМТ было принято решение прекратить антисубсидиарное расследование. В распространенном сообщении Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Украины отмечается, что с 2018 года льготы узбекским производителям были отменены указом президента Узбекистан. В сообщении отмечается, что основная доля экспорта узбекских автомобилей на Украине приходится на легковые автомобили малого класса "А", которые не производятся в Украине.

Согласно данным Государственной фискальной службы и Государственной службы статистики Украины, в 2017 году на Украину было ввезено 13940 новых автомобилей, из которых 2823 – из Узбекистана. За январь-август 2018 года всего было ввезено 7808 автомобилей, из которых только 702 – из Узбекистана. "Таким образом, по сравнению с 2017 годом в 2018 году доля узбекских автомобилей в общем импорте сократилась с 20,3% до 9%, а последние месяцы 2018 года импорт из Узбекистана практически отсутствует", – констатирует МЭРТ.

По словам Азы Мигранян, у Узбекистана с Украиной сложился неплохой рынок экспорта разных товаров. Узбекистан пользуется положением о Зоне свободной торговле СНГ, и с Украиной возникают достаточно хорошие преференциальные условия. Вопрос заключается в том, чтобы вести равно конкурентную борьбу на внутриукраинском рынке. Поставляемые автомобили Ravon – бренд недорогой и будет востребован на Украине в связи с падение покупательной способности населения. "Российский фактор, который пытаются усмотреть на Украине, для Ташкента не столь важен, чтобы они портили свои отношения с любой другой страной, особенно там, где у них есть экономический интерес", – подчеркнула Аза Мигранян.

"Было бы ошибочным видеть в торговых спорах Узбекистана и Украины геополитическую подоплеку. Речь идет о классической торговой войне, вызванной протекционистскими действиями одной стороны и ответными мерами другой", – сказал "Вестнику Кавказа" научный сотрудник Центра изучения Кавказа, Центральной Азии и Поволжья Института Востоковедения РАН Александр Воробьев.

Очевидно, что Киев и Ташкент пытались разрешить торговые противоречия миром, однако этого не удалось сделать. Доля ответственности за это лежит на украинской стороне, переведшей ситуацию в плоскость административных запретов и не просчитавшей последствий такого шага. Киев мог не придать должного значения тому, что переговорные позиции Ташкента по двусторонним торгово-экономическим вопросам сегодня не слабее. По мнению эксперта, несмотря на интенсификацию отношений с Москвой и всю их важность для Ташкента, Узбекистан вряд ли действовал из солидарности и "союзнического духа" с Россией.

"Руководство Узбекистана стремится соблюдать дистанцию с "центрами силы" и не вступать в к чему-то обязывающие коалиции или союзы, как формальные, так и неформальные", – считает Воробьев. По его мнению, власти стран СНГ к тому же осознают, что открытая поддержка Москвы в противоборстве с Киевом может иметь для них негативные последствия при взаимодействии с западными партнерами. Поэтому даже самые близкие союзники России – Белоруссия и Казахстан – стараются по возможности не демонстрировать постоянную солидарность с Москвой по столь чувствительным политическим вопросам. Осложнение отношений с Западом вряд ли нужно и Ташкенту.

4495 просмотров






Популярные