Вестник Кавказа

Турция и США - союзники, столкнувшиеся в Эль-Бабе

"Хюрриет"

Проблемы начались в Манбидже на севере Сирии. 12 августа курды взяли город, который находится в 35 километрах от турецкой границы рядом с городом Каркамыш в провинции Газиантеп, освободив его от ИГИЛ. Они начали продвигаться к Эль-Бабу, который находится в 50 километрах к западу, чтобы объединить кантоны Африн и Кобани. Ровно через 12 дней, 24 августа, турки начали наступление на Сирию в районе города Джераблус.

Американцы этого не ожидали. Сосредоточив внимание на операции в Ракке, Вашингтон рассчитывал на то, что курды объединят кантоны, а затем закроют доступ в Ракку, которая находится в 130 километрах к востоку от Манбиджа, продвинутся до турецкой границы, а затем пойдут на Ракку. Этот план был нарушен из-за операции, начавшейся в Джераблусе. США не поддерживают турецкое вторжение в Сирию именно по этой причине. Тем не менее когда начались столкновения турецких войск с Отрядами народной самообороны  (YPG) через четыре дня после входа в Джераблус, США вмешались и остановили Анкару. Вашингтон занял новую позицию, чтобы заключить сделку о буферной зоне, и заставить Турцию двигаться на запад, а не в сторону территорий, которые контролировались YPG. Таким образом, США поддержали операцию «Щит Евфрата», которая началась в Джераблусе как с воздуха, так и с земли.

Однако этот план тоже не сработал, потому что турки не согласились на буферную зону, несмотря на договоренность об  уменьшении ее максимальной глубины до 20 километров от границы после закрытия 98-километровой линии Азаз – Джераблус, которая находится под контролем ИГИЛ. Турция попыталась воссоздать операцию в Джераблусе путем входа в Дабик рядом с Килисом в 20 км от турецкой границы. Турция прошла сирийский Дабик и начала продвигаться к Эль-Бабу, который географически расположен напротив килисского поселка Чобанбей в 30 км от турецкой границы.

Таким образом, между союзниками - Анкарой и Вашингтоном - возникло самое острое разногласие с 2011 года, когда началась гражданская война в Сирии. В основе конфликта лежат четыре основные причины.

1) Ракка. Пентагон собирался окружить ИГИЛовский бастион в Ракке перед началом операции в Мосуле 17 октября. Американцы пытались убедить Сирийские демократические силы, где YPG является основным элементом, продвигаться к Ракке. Было заключено соглашение, согласно которому курды должны были принести администрации Барака Обамы победу, взяв Ракку и отдав город в ведение местным арабам. Кантоны Африн и Кобани должны были быть объединены. Это слияние способствовало бы осаде Ракки, потому что ИГИЛ потерял бы доступ к турецкой границе. Турция поспешно начала наступление на Джераблус 24 августа, хотя сама еще не преодолела полностью последствия попытки переворота 15 июля. Ей важно было не допустить объединения курдских кантонов. Операция помешала планам американцев в отношении Ракки.

2) Координация действий. После Джераблуса Турции и США стало сложно координировать действия в борьбе с терроризмом. Американцы завладели ситуацией в Джараблусе, а затем в Дабике, но Турция начала придерживаться своей стратегии в Сирии. Теперь страна не консультируется с США, а сообщает им о том, что собирается делать.  Пресс-секретарь коалиционных сил полковник Джон Дорриан  ответил на вопрос о том, предоставляет ли Турция необходимую информацию, чтобы избежать споров с коалицией по поводу авиаударов в регионе так: «ВВС Турции уведомляют нас о месте и времени их планируемых авиаударов. В уведомлении указывается тип воздушного судна, но конкретные цели не называются».

3) Сотрудничество США и YPG. Стратегия Турции негативно сказалась на сотрудничестве США и YPG, потому что курды, которые начали операцию в Ракке 5 ноября, поддерживаемые обещаниями США, увидели, что турецкие авиаудары в  районе Эль-Баба продолжаются, несмотря на заверения США. На вопрос, есть ли у коалиции какие-либо каналы связи с афринскими курдами, продвигающимися к Эль-Бабу, Дорриан сказал: «В последние месяцы коалиция не ведет активную работу с афринскими кудрами. Тем не менее они находятся под командованием генерала Мазлума. В настоящее время у нас нет прямой связи с афринскими курдами».  Но высокопоставленный военный чиновник США рассказал AFP, что курдские силы замедлили свое продвижение к Ракке, поскольку обеспокоены атаками турок: «Турки находятся позади них и могут напасть в любой момент».

4) Общий враг. В конце концов, разница мнений привела к возникновению вопроса об «общем враге» в Сирии, о котором Турция и США не могут договориться с лета 2014 года. Кто главный враг - ИГИЛ, Башар Асад или YPG? В течение недели Вашингтон еще больше обострил напряженность. Президент Обама освободил специальные операции на территории Сирии от  действия «законов, запрещающих передачу денег и оружия  странам, которые поддерживают терроризм». Решение № 201705 от 8 декабря сняло правовые барьеры на пути помощи YPG оружием. 

 

15825 просмотров