Вестник Кавказа

Трамп ищет способ обвинить Иран в нарушении ядерной сделки

The New York Times
Трамп ищет способ обвинить Иран в нарушении ядерной сделки
© Фото: Сайт президента России

Президент Трамп выразил разочарование в связи с тем, что его помощники по национальной безопасности не предоставили никаких вариантов, с помощью которых Соединенные Штаты могли бы выйти из ядерного соглашения с Ираном. В связи с этим, он поручил им найти обоснование для объявления того, что страна нарушает условия сделки.

Как пишет The New York Times в статье Trump Seeks Way to Declare Iran in Violation of Nuclear Deal, американские официальные лица уже предупредили союзников, что те должны быть готовы к возобновлению переговоров с Ираном или к тому, что Соединенные Штаты могут отказаться от соглашения, как это произошло с Парижским соглашением по климату. По словам нескольких иностранных чиновников, Соединенные Штаты совместно с международными инспекторами в Вене начали изучать возможность получения доступа к военным объектам в Иране, в отношении которых имеются обоснованные подозрения в проведении ядерных исследований или разработок. Если иранцы откажутся, а скорее всего, так и будет, их отказ может позволить Вашингтону объявить о том, что Тегеран нарушает условия  сделки, которая действует уже два года.

У Трампа есть все основания для того, чтобы отказаться от соглашения. Оно никогда не было договором, так как президент Барак Обама знал, что сопротивление сделке в сенате, где преобладают республиканцы, настолько велико, что он никогда не сможет получить большинство в две трети голосов, необходимое для ратификации. Вместо этого он заключил исполнительное соглашение, которое его преемник может аннулировать, просто проигнорировав условие сделки, предписывающее отказаться от санкций против Ирана.

На прошлой неделе Трамп обменялся резкими замечаниями с  госсекретарем Рексом Тиллерсоном, после того как президент (второй раз с момента вступления в должность) вначале отказался от подтверждения того, что Иран соблюдает условия соглашения, а позднее он неохотно одобрил сертификацию.

По словам двух официальных лиц, Трамп ожидал, что ему будут предоставлены варианты выхода из сделки. По сообщению одного из них, ”у президента случился небольшой срыв, когда ему не предоставили варианты”.

”Мы проводим очень подробные исследования”, - сказал Трамп в интервью The Wall Street Journal на этой неделе. - Когда наступит следующий 90-дневный обзор сделки, принятый Конгрессом два года назад, думаю, что они нарушат условия”. 

Его помощники не настолько уверены в подобном исходе, и описали исследование Трампа как беспристрастную оценку затрат и выгод от пребывания в сделке (с ее резкими ограничениями на способность Ирана производить ядерное топливо, по крайней мере, на следующие девять лет) по сравнению с отказом от нее.

Некоторые признают, что дипломатическая цена за отказ от соглашения будет высокой. Другие стороны соглашения - Великобритания, Китай, Франция, Германия и Россия - не разделяют возражений Трампа. Если Соединенные Штаты откажутся от поддержки соглашения, страна окажется изолированной по этому вопросу, как и в случае с соглашением об изменении климата.

Но кажется, что президент уже все решил для себя. ”Я очень уважаю Рекса и его команду, у нас очень хорошие отношения, - сказал он о Тиллерсоне. -  Легче сказать, что они выполняют условия сделки. Это намного проще. Но это неправильно. Они их не выполняют”. 

Даже давние критики сделки в Конгрессе сомневаются в мудрости отказа от нее. В интервью Washington Post председатель комитета сената по международным отношениям Боб Коркер, республиканец из Теннесси, решительно предположил, что сейчас не время отказываться от чего-то, что в значительной степени работает. 

Версия ”радикального принуждения” Коркера это, по сути, стратегия, которую сотрудники национальной безопасности представляют в последние дни. Они отрицают, что пытаются спровоцировать иранцев, и утверждают, что проверяют полезность соглашения, чтобы доложить Трампу о том, позволяет ли интерпретация Ираном положений соглашения и его отдельные обязательства перед Международным агентством по атомной энергии открыть дорогу международным инспекторам в любую точку страны.

Вероятно, это создает предпосылки для противостояния.

Иран уже давно заявил, что доступ к его самым важным военным объектам закрыт. Решение было принято в 2015 году, когда международные инспекторы потребовали доступ на Парчин, военную базу вблизи Тегерана, которая в прошлом имела отношение к созданию ядерного оружия. Был найден компромисс, в результате которого Иран самостоятельно взял образцы окружающей среды, под наблюдением инспекторов МАГАТЭ. Инспекторы ничего не нашли, но прецедент того, как проводилась инспекция, был назван критиками сделки в качестве доказательства того, что иранцы могут скрывать работу по обогащению урана или другие технологии на  военных объектах, доступ к которым запрещен. 

Неясно, обладают ли американские разведывательные службы доказательствами потенциальных нарушений, которые выходят за рамки подозрений. Несколько высокопоставленных должностных лиц из разведки предупредили, что существуют риски, связанные с направлением международного агентства в конкретные места, где они ничего не обнаружат. Они предостерегают, что такой результат будет иметь последствия, схожие с теми, которые были после неудавшейся попытки найти оружие массового уничтожения в Ираке в 2003 году.

Недовольство Трампа в отношении сделки 2015 года заключается в том, что она охватывает только ядерную деятельность, а не поддержку терроризма, испытания ракет, деятельность Ирана в Сирии и Ираке. Государственный департамент заявил, что запуск Ираном ракеты в космос нарушил дух ядерного соглашения. Иран впервые провел испытание ракеты после того, как Трамп занял свой пост. Но подобные испытания не запрещены.

Запущенная ракета под названием ”Симорг” или ”Феникс”, по словам экспертов, были копией северокорейской космической ракеты-носителя ”Унха”. Иранский государственный телеканал заявил, что ракета способна доставлять спутники весом до 250 килограммов, или около 550 фунтов, на низкую околоземную орбиту на расстояние 500 километров или около 300 миль.

Надер Карими Джони, журналист, близкий к правительству иранского президента Хасан Рухани, заявил, что запуск стал реакцией на голосование Палаты представителей во вторник, в ходе которого были одобрены новые санкции против Ирана. ”Иран наращивает свои ракетные возможности, чтобы повысить точность и дальность действия”, - сказал Джони. - Иран не прекратит ракетные проекты”.

В подтверждение продолжающейся борьбы за политику в отношении Ирана Белый дом подтвердил, что Дерек Харви, глава по вопросам Ближнего Востока в Совете национальной безопасности, был отстранен от работы. Никаких объяснений не было дано, но Харви особенно яростно относился к роли Ирана в регионе и был назначен предыдущим советником по национальной безопасности Майклом Т. Флинном. Сообщается, что Харви не находил общего языка в отношении политики на Ближнем Востоке с генералом Макмастером, нынешним советником по национальной безопасности. 

8900 просмотров