Вестник Кавказа

Таинственная лаборатория под Тбилиси

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

В связи с возвращением грузинского вина на российский рынок главный «виновник торжества», глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко эпизодически напоминает о необходимости бережного отношения к первым росткам торгово-экономических связей между воевавшими государствами. Недавно, говоря об успешном импорте кахетинского вина, он вдруг вспомнил о грузино-американской биологической лаборатории, действующей недалеко от Тбилиси. Онищенко выразил уверенность, что африканская чума свиней, свирепствовавшая в южных регионах РФ несколько лет назад, «совершенно точно занесена из Грузии». А если учесть, что он говорил об «африканской чуме» в контексте грузино-американской биологической лаборатории, то совершенно очевиден намек на злонамеренность грузинских и американских микробиологов, работающих там.

Вероятно, если бы чума свиней воспринималась в Москве как акт биологической войны, лаборатория давно была бы закрыта после дипломатического ультиматума и увязки этого вопроса с перспективой использования «аэродрома подскока» в Ульяновске при выводе американских войск из Афганистана, а то и сокращения ядерных арсеналов. Очевидно, что российское руководство не считает упомянутую лабораторию большой угрозой. Но это все же неприятный для Москвы факт с учетом риска иного плана: стратегического сотрудничества между Вашингтоном и Тбилиси в важнейшей сфере биологической безопасности, причем без участия соответствующих российских структур.

Бесспорно, микробиологическая лаборатория - американо-грузинский стратегический объект. В Грузии он считается сверхсекретным. Его и не рассмотришь из автомобиля с кахетинской трассы, а приближаться к огромному зданию, занимающему около трех гектаров, просто опасно, тем более фотографировать там.

«Центральная реферальная лаборатория общественного здравоохранения» была торжественно открыта в апреле 2011 года. Из Вашингтона для участия в церемонии прилетел замминистра обороны США по ядерной, химической и биологической безопасности Эндрю Вебер. Причем, никто не скрывает, что лаборатория – военный объект США. «Американская армия планирует разместить там специалистов, которые вместе с грузинами будут обеспечивать выполнение ею своих функций», - заявил в сенате перед утверждением на пост, посол США в Грузии Ричард Норланд. С грузинской стороны объектом руководит «сверхсекретная дама» Анна Жвания. О ней известно лишь то, что в течение нескольких месяцев она руководила Службой внешней разведки страны.

Строительство лаборатории обошлось американским налогоплательщикам в 100 млн долларов. Нехило, с учетом масштабов Грузии и стоимости здесь строительных работ. По разъяснению американского посольства, лаборатория предназначена «для выявления особо опасных заболеваний среди населения и животных, а также эпидемологичесского надзора и научных исследований». О «биологическом оружии», разумеется, ничего не говорится. По большому счету, вряд ли американцы разместили бы лабораторию по производству такого оружия в часе хода российских танков, дислоцированных в Южной Осетии. На самом деле, тут мы явно имеем дело с гораздо более «тонкой» игрой.

Год спустя после открытия лаборатории, ее посетил сенатор Ричард Лугар. Объекту было присвоено его имя «в ознаменование огромного вклада, который сенатор внес в укрепление химической, биологической и ядерной безопасности во всем мире». Выступая на фоне сверхсекретного объекта, президент Саакашвили не упустил возможности сделать выпад в отношении Москвы: «Подобных объектов в советское время в Грузии не строили. Они очень осторожничали, чтобы у Грузин не было доступа к таим вещам». Под «такими вещами» он, судя по всему, имел в виду ядерное и другое оружие массового поражения. Оно действительно было предусмотрительно вывезено из конфликтогенного кавказского региона к концу 1988 года. Иначе, трудно сказать, во что могли вылиться кавказские конфликты.

«Как только Грузия обрела независимость, они демонтировали и увезли все, что связано с сенситивными технологиями, а вот американцы не боятся развивать у нас такие технологии», - объяснял Саакашвили, советуя всем «учесть эту разницу между стратегическим партнерством с США и колониальной зависимостью от России».

Впрочем, с учетом нынешней модальности в российско-американских отношениях, вряд ли «грузинская лаборатория» действительно является столь уж серьезным раздражителям. Те, кому в Москве положено знать, что она собой представляет, давно получили всю необходимую информацию из Вашингтона. Однако в российско-грузинских отношениях она действительно остается неприятной «занозой», поскольку отказ грузинских властей допустить туда российских специалистов (именно на это и намекает Онищенко) свидетельствует о преемственности курса Тбилиси по «эксклюзивному вовлечению» США в свои дела.

19470 просмотров