Вестник Кавказа

Стоит ли Турции бояться американских санкций

Deutsche Welle
Стоит ли Турции бояться американских санкций

Президент США Дональд Трамп пригрозил "полностью уничтожить" турецкую экономику, если Анкара переступит границы в рамках своей кампании против курдских сил на севере Сирии. Стоит ли президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану серьезно относиться к заявлениям Трампа? На этот вопрос пытается ответить Deutsche Welle в материале Should Turkey fear the long arm of US sanctions?

Президент США, похоже, полон решимости вернуть американские войска домой, поэтому он предоставил Эрдогану свободу действий в кампании против курдских сил на севере Сирии, несмотря на то, что когда-то они были союзниками в борьбе с боевиками ИГИЛ (запрещена в РФ). Тем не менее после давления со стороны Конгресса и Пентагона на этой неделе Дональд Трамп пошел на попятную, предупредив Анкару о том, что если Турция "выйдет за границы того, что мы считаем гуманным", экономика страны будет разрушена. Заявление, сделанное на пресс-конференции в Белом доме, уже стало урезанной версией твита Трампа, опубликованного в воскресенье, в котором он пригрозил "полностью уничтожить" турецкую экономику.

Тем временем группа сенаторов предложила законопроект, который позволил бы заморозить все американские активы турецкого руководства и наложить санкции на организации, которые ведут дела с турецкими военными, пока Анкара не покинет Сирию. Законопроект также затрагивает продажу вооружений в Турцию. Но что же решит президент США?

Когда дело касается санкций в отношении иностранных государств, Трамп обычно действует без предварительного уведомления законодателей или каких-либо попыток серьезных переговоров. Его действия стали однообразными: покричи, пригрози, накажи. Затем следует "великодушное" предложение поговорить один на один, как это произошло с Северной Кореей и Евросоюзом. Поэтому возможно, президент Эрдоган вовсе не озадачен недавними заявлениями Трампа, который руководствуется "великой и непревзойденной мудростью президента США".

Напряженные отношения

Хотя турецкая валюта, лира, упала до самого низкого уровня с августа после твитов Трампа, пока Эрдоган продемонстрировал поразительную способность нивелирования экономических последствий напряжения в двусторонних отношениях. В этом году ему удалось избежать "наказания" за покупку Анкарой российских систем противоракетной обороны, а также за реализацию многомиллиардной схемы обхода санкций в отношении Ирана.

В прошлом году президент Турции проигнорировал американские санкции в связи с задержанием Анкарой американского пастора Эндрю Брансона, который впоследствии был освобожден. Эрдоган ввел ответные санкции против двух американских чиновников, заявив: "Те, кто считает, что могут заставить Турцию отказаться от своего курса с помощью нелепых санкций, плохо знают нашу страну и наш народ".

Напряженность в отношениях между двумя союзниками по НАТО уже затронула и торговлю. В марте 2018 года администрация Трампа ввела тарифы 25% и 10% на импорт стали и алюминия в отношении большинства торговых партнеров, включая Турцию. В июне Турция отреагировала введением пошлин на американские товары на сумму $1,8 млрд, включая уголь и бумагу.

Однако в целом объемы торговли между двумя странами слишком незначительны, чтобы более высокие тарифы могли нанести ущерб любой из сторон. Согласно последним данным, товарооборот США с Турцией в 2018 году составил $20,5 млрд, что делает ее 32-м крупнейшим торговым партнером Америки.

В торговом балансе Турции доля США в 2018 году составила $10,3 млрд. Страна экспортировала в основном машинное оборудование ($1,2 млрд), транспортные средства ($1,1 млрд), ковры и другие текстильные продукты ($591 млн), железо и сталь ($559 млн) и другие специальные товары ($535 млн). Экспорт турецкой сельскохозяйственной продукции в США в 2018 году составил $1 млрд.

Прямые иностранные инвестиции США в Турцию также довольно скромны: $4,3 млрд в 2017 году (по последним данным). Это больше на 10,7% по сравнению с 2016 годом. В 2017 году объем прямых иностранных инвестиций Турции в США составил $2 млрд, что на 18,1% больше, чем в 2016 году.

Хотя объемы торговли товарами и услугами могут показаться скромными, Турция едва ли может позволить себе новые санкции США. Валюта страны упала почти на 40% за последние два года. А в 2018 году экономика Турции пережила глубокий кризис, от которого она только начинает восстанавливаться.

Доллар всемогущий

Соединенные Штаты ввели около 10 тысяч индивидуальных мер в рамках своей "программы активных санкций", затрагивающих 31 страну и политические группы. Администрация Трампа считает санкции более удобным инструментом, чем разговоры, и более мягкой опцией, чем военные действия.

Сила американских "денежных войн" проистекает из центрального положения финансовой системы США в мировой экономике и статуса доллара как доминирующей мировой валюты. Даже если компания практически не ведет дела с США, со страной связаны банки, с которыми она работает. Поэтому фирмы могут потерять финансовую поддержку, если будут торговать со страной, против которой введены американские санкции.

На доллар США приходится более 60% мировых валютных резервов, поскольку эта валюта используется для торговли нефтью, газом и значительной части мировой торговли товарами. В результате Управление по контролю за иностранными активами США (OFAC) имеет юрисдикцию над любой транзакции в долларах, поскольку в конечном счете покупка должна пройти через американскую банковскую систему. Таким образом, каждая долларовая сделка может быть прослежена до счета в иностранном банке или отдельных лиц и заблокирована.

Как говорил в 1971 году министр финансов США Джон Конналли, "доллар - наша валюта и ваша проблема".

Варианты Эрдогана

Если санкции США против Турции действительно будут введены, они могут серьезно подорвать экономику страны. Однако санкции редко работают, когда на карту поставлены основные национальные интересы страны, которые вынуждают правительство продолжать придерживаться своей политики.

Например, жесткие в отношении России так и не вынудили Москву к отказаться от своей политики, а Иран не стал идти на уступки в вопросе своей ракетной программы, хотя санкции привели к сокращению ВВП ИРИ на 6% в прошлом году. Точно также и газопровод "Северный поток-2", соединяющий Германию и Россию, скорее всего будет реализован несмотря на угрозы Трампа.

Министерство финансов США недавно заявило, что, несмотря на увеличение количества санкций, их успех измеряется не объемом, а достижением конкретных политических целей. Пока все, чего смог добиться президент США своей денежной войной с Турцией, это установления более тесных связей между Анкарой, Москвой и Тегераном.

9925 просмотров