Вестник Кавказа

Стихи об арцахском паспорте

Стихи об арцахском паспорте

Паспорт "Нагорно Карабахской Республики" входит в десятку самых бесполезных паспортов в мире – с ним никто никуда не может выезжать. Поэтому все "граждане" непризнанной "НКР" имеют армянские паспорта. Больше десяти лет назад "президент" непризнанной республики признал: "Мы не можем пользоваться этими паспортами вне Карабаха и Армении. Для этого существует армянские паспорта". Сепаратистские власти вынашивают несбыточную мечту о том, что "когда НКР будет признана мировым сообществом, необходимость в использовании паспортов РА исчезнет, и граждане НКР будут ездить по собственным паспортам".

Сейчас по соцсетям гуляет история некоего Арсена 1971 года рождения, решившего по истечении срока действия старого паспорта поменять его на новый. История Арсена, как и большинства его соотечественников, печальна. Он учился в Ереване, но после начала армяно-азербайджанского вооруженного конфликта вернулся на оккупируемые карабахские территории и начал воевать на стороне сепаратистов, причем как "фидаин", а не как солдат регулярной армии.

Теперь для получения паспорта ему нужна справка из военкомата, но военкомат не выдает такого документа без паспорта. Кроме того, не имеющий паспорта человек не может продлить водительские права, устроиться на работу, голосовать на выборах.

Случай Арсена не первый, поэтому власти придумали такой ход: если нет документа об участии в боевых действиях, то пятеро очевидцев должны поручиться за получателя паспорта, подтвердив, что тот воевал. Пятеро поручились. Но военкомат стоит на своем: не служил в регулярной армии – нет военного билета; нет военного билета – нет паспорта; а без бумажки ты букашка.

Выход из замкнутого круга есть и, как можно догадаться, это деньги. Чтобы получить паспорт, нужно заплатить "за дезертирство" порядка 2000 долларов - сумма для нищей непризнанной республики запредельная.

Арсен подал в суд, но тот решил, что военкомат действует в рамках закона. Устроился без документов на работу – выгнали, обязав заплатить еще один штраф, правда, в десять раз меньше - около 200 долларов.

Так и ходит человек по кругу, а штрафы все растут…

Эта история многих задела за живое. Комментаторы пишут, что в "НКР" права человека не соблюдались, не соблюдаются и не будут соблюдаться: "менталитет, все по звонку, воровские методы".

Помимо социальных, общечеловеческих вопросов о том, что дала вооруженная борьба "за независимость Карабаха" простым людям, ответы на которые очевидны, эта и подобные истории порождают также массу политических вопросов.

Еще полтора года назад премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что Нагорный Карабах должен стать полноценным участником переговоров с Азербайджаном, которые ведутся при посредничестве Минской группы ОБСЕ. С тех пор не раз звучали заявления об обязательности участия в переговорах сепаратистов Карабаха и невозможности Еревана коммуницировать с Баку от их имени.

Страсти поутихли, когда вспомнили, что это не новое предложение – оно уже озвучивалось при Левоне Тер-Петросяне, но не было реализовано, поскольку армянская сторона отказалась от встречного предложения Баку- включить в переговоры также и азербайджанскую общину Карабаха.

Так или иначе, о какой "полноправной третьей стороне" на переговорах можно говорить в условиях, когда карабахцы ездят по миру по армянским паспортам? Очевидно, что если бы Нагорный Карабах находился в составе Азербайджана, люди бы с легкостью и на законных основаниях могли получить паспорта и не переживать вслед за ужасами войны ужасы бесправия.

В целом, исходя из того, что около миллиона человек было изгнано с территории Карабаха, а некоторые из оставшихся на оккупированных территориях живут там на правах бомжей, остаются вопросы, кому и какие дивиденды принесла эта война и продолжающийся конфликт. Ясно, что простым людям кроме горя и слез, война не дала ничего. Сама Армения и оккупированный ею Карабах, находятся на полублокадном положении, лишившись своих естественных и выгодных партнеров – Азербайджана, Турции, а отчасти и Ирана, хотя, как известно, более половины внешнеэкономического оборота любой страны мира приходится на долю соседей. Кроме того, из-за продолжающегося конфликта Армения остается за порогом международных проектов и организаций, причем изоляция из года в год все больше углубляется, и речь идет не только об экономической, но и о политической изоляции.

Вряд ли в этих условиях кого-то может удивлять стремительно ухудшающаяся демографическая ситуация в Армении и самопровозглашенной "НКР", которую прекрасно иллюстрируют еще два комментария из соцсетей к истории злоключений Арсена: "Многие просто боятся вернуться на родину"; и в отношении властей – "Всем плевать, сменились только свиньи у кормушки".

32255 просмотров