Вестник Кавказа

Сможет ли реформа еврозоны сдержать Трампа

New Europe
Сможет ли реформа еврозоны сдержать Трампа
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Президент США Дональд Трамп уже не первый раз использует экономическую войну для достижения своих внешнеполитических целей. В августе его администрация объявила, что удвоит тарифы на импорт стали и алюминия из Турции, чтобы оказать давление на турецкие власти с целью освобождения американского пастора, находившегося под стражей в течение двух лет по обвинению в шпионаже. В начале следующего месяца Соединенные Штаты обрушат односторонние санкции на Иран.

Как отмечает New Europe в материале Can Eurozone reform help contain Trump?, оказывать экономическое давление Трампу дает возможность роль доллара в качестве доминирующей резервной валюты в мире. Противодействие деятельности США по дестабилизации мировой экономики требует сокращения доли международной торговли в долларах. Может ли евро служить надежной альтернативой?

Евро стал второй по величине валютой в мире, но по-прежнему отстает от доллара США. Две трети всех кредитов, выданных местными банками в иностранной валюте, деноминированы в долларах, а в евро только 20%. Аналогичное соотношение и в глобальных резервах иностранной валюты.

Глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер стремится изменить эту тенденцию. В прошлом месяце он заявил, что ”абсурдно” для ”Европы выплачивать 80% стоимости за импорт энергии, который составляет 300 млрд евро в год, в долларах США”, хотя только около 2% энергетического импорта ЕС поступает из США. Кроме того, он призвал сделать евро ”инструментом новой, более суверенной Европы” и пообещал ”представить инициативы по укреплению международной роли евро”.

Юнкер не одинок среди европейских лидеров в понимании того, насколько мощным инструментом может быть единая валюта, когда дело доходит до демонстрации власти. Министр иностранных дел Германии Хайко Маас предложил Европейскому союзу создать свою собственную международную платежную систему.

Но эти предложения, хотя и амбициозные, не учитывают того, что действительно необходимо для укрепления статуса евро. Если роль евро в международной торговле увеличится, то и запасы активов иностранных компаний, деноминированных в евро, и общий объем кредитов, выраженных в евро тоже возрастут. Более глобальная торговля в евро может привести к тому, что иностранные банковские системы станут сильно зависимы от валюты. 

Это означает, что в случае кризиса Европейский центральный банк должен будет принять меры, подобные тем, на которые пошел Федеральный резерв США в прошлом. Во время глобального финансового кризиса 2008 года Федрезерв служил де-факто глобальным кредитором последней инстанции, согласившись на необеспеченные свопы не только с центральными банками резервных валют, такими как ЕЦБ и Швейцарский национальный банк, но и с развивающимися экономиками, такими как Мексика и Бразилия. Цель состояла в том, чтобы стабилизировать глобальную экономику, но ликвидность также помогла предотвратить внутренние беспорядки от иностранных продаж долларовых активов и борьбу иностранных банков за покупку долларов.

ЕЦБ принял гораздо более ограниченный подход. В конце 2008 года он начал предоставлять евро центральным банкам Венгрии, Латвии и Польши, но потребовал от них размещения ценных бумаг в евро в качестве залога. ЕЦБ хотел защитить свой баланс от необеспеченного воздействия венгерского форинта или польских злотых. Но у этих стран было слишком мало ценных бумаг, которые могли обеспечить им право на получение достаточного количества евро в соответствии с первоначальными условиями ЕЦБ. Прошел еще год, прежде чем ЕЦБ под давлением Австрии и других стран создал надлежащие своп-линии вместо залогов под получение иностранной валюты с венгерскими и польскими центральными банками.

Даже сейчас ЕЦБ будет обеспечивать ликвидность евро только тем странам, которые считаются системно релевантными для еврозоны. Этот подход к рискам отличается от подхода Федрезерва и, что более важно, от подхода Народного банка Китая, который в последние годы создал обширную сеть своп-линий для содействия использованию юаня в торговле и, следовательно, укреплению его как международной валюты.

Если концепция Юнкера будет реализована, ЕЦБ придется отказаться от этого ограниченного мышления и принять модель, используемую Федрезервом в качестве международного кредитора последней инстанции. Тем не менее остается неясным, действительно ли ЕЦБ захочет отдать судьбу части своего баланса в руки стран, не входящих в еврозону.

ЕЦБ имеет все основания быть осторожным: у него нет политического партнера, в отличие от Федрезерва, который поддерживает министр финансов США. Без министра финансов еврозоны, с которым можно было бы координировать действия во время кризиса, решение ЕЦБ помочь третьим странам - даже странам ЕС - может быть встречено сильным сопротивлением. Нежелание ЕЦБ установить своп-линию с Венгрией, привело к тому, что страна дистанцировалась от ЕС.

В конечном счете ЕЦБ решил сделать ”все, что нужно”, чтобы сохранить евро. Но если европейские лидеры хотят продвинуть идею Юнкера об укреплении суверенитета ЕС, повысив международную роль евро, они не могут полагаться на ЕЦБ в осуществлении подхода без надлежащей институциональной поддержки.

Вместо этого руководители еврозоны должны завершить реформы архитектуры валютного союза и стать политическими партнерами ЕЦБ, которые будут поддерживать централизованную денежно-кредитную политику. Это лучший ответ на экономические атаки Трампа. Все остальные меры будут преждевременными.

8195 просмотров