Вестник Кавказа

Сирийская неделя Эрдогана

Al Monitor
Сирийская неделя Эрдогана
© Фото: Сайт президента Турции

Вчера в Анкаре Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обсуждали ход реализации крупных совместных проектов в области энергетики, ситуацию на Ближнем Востоке и сирийское урегулирование. В Анкару Путин прилетел после посещения авиабазы Хмеймим в Сирии. Как передает Al-Monitor в материале Erdogan, Putin strike diplomatic pose in Ankara, на этой неделе в Анкаре ждут главу Центрального командования ВС США (CENTCOM) Джозефа Вотеля и главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Кертиса Скапаротти, которые обсудят Сирию и проблемы НАТО с начальником Генштаба Турции Хулуси Акаром в попытке разрядить напряженность, возникшую из-за поддержки, которую американцы оказывают сирийским курдам.

Сегодня Турция планирует провести чрезвычайную сессию Организации Исламского сотрудничества (ОИК), чтобы выработать совместную стратегию по разрешению кризиса, начавшегося из-за решения Соединенных Штатов признать Иерусалим столицей Израиля. Эрдоган выступает против этого шага. Как пишут проправительственные СМИ, Америка пошла на него с благословения Саудовской Аравии. Если это правда, то маловероятно, что ОИК поддержит Эрдогана, так как многие члены организации поддерживают с Саудовской Аравией тесные связи.

Одной из тем на встрече Эрдогана и Путина стала ситуация в Сирии и спонсируемые ООН переговоры по поиску урегулирования шестилетней войны, которые до сих пор не принесли результатов. Западные дипломаты выражают скептицизм по поводу успеха нынешнего раунда переговоров в Женеве, в которых участвуют представители оппозиции и сирийского правительства, однако ни одна из сторон не готова идти на компромисс. Еще одним препятствием стало отсутствие делегации от курдской оппозиционной партии "Демократический союз". Возражение Турции против ее участия в сочетании с тем фактом, что одна из основных заинтересованных сторон, Соединенные Штаты, не имеют никаких отношений ни с сирийским правительством, ни с другим важным участником процесса урегулирования, Ираном, сильно усложняет поиск решения.

Перед визитом в Анкару Путин на сирийской авиабазе Хмеймим сообщил российским военнослужащим, что отдал приказ вернуть их на родину. Однако, как отмечают аналитики, террористы все еще не разгромлены, в первую очередь в Идлибе, где продолжают удерживать позиции джихадисты связанной с Аль-Каидой организацией Ахрар аш-Шам.

Помощь Турции в борьбе с Ахрар аш-Шам, выступающей против правительства Асада, стала ключевым элементом другой мирной инициативы, известной как астанинский процесс, в которой участвуют Турция, Иран, Россия, представители сирийского правительства и вооруженной оппозиции. В ходе переговоров, которые начались в столице Казахстана в мае прошлого года, было принято решение создать так называемые зоны деэскалации, позволяющие прекратить боевые действия и обеспечить доставку гуманитарной помощи гражданскому населению. Переговоры будут возобновлены в Астане 21 декабря. В ходе этого раунда также будут рассмотрены вопросы обмена заключенными и возвращения останков погибших солдат.

Как пишет Сэм Хеллер, аналитик The Century Foundation из Бейрута, "при вмешательстве в конфликт Турции пришлось пойти на проблемный и политически неприятный компромисс. Чтобы защитить свои интересы и хотя бы некоторых жителей Идлиба, Турции пришлось сотрудничать с Ахрар аш-Шам. Турция может предпринять попытку подорвать влияние джихадистов, сторонников жесткой линии и Аль-Каиды, которые отказываются сотрудничать".

Сирийские курды уверены, что Турция не откажется от рычагов влияния в Идлибе, чтобы продолжить убеждать Россию идти на уступки в вопросах, касающихся партии "Демократический союз". Хеллер подчеркнул, что стратегия Турции не так уж и плоха, когда речь идет о предотвращении полномасштабного конфликта между силами правительства и Ахрар аш-Шам. Крупные столкновения привели бы к кровопролитию, из-за которого миллионы беженцев направились бы к границам Турции: "Встать между Ахрар аш-Шам и правительственными силами - основная роль Турции. Но это создало бы дилемму для джихадистов, для которых выживание под эгидой Турции и борьба против Асада несовместимы".

11845 просмотров