Вестник Кавказа

Саудовский король сменил наследного принца

Middle East Eye

Вчера саудовский король сменил наследного принца. Претендентом на престол стал 31-летний сын короля Мухаммед бен Салман. Ранее наследным принцем был Мухаммед бен Наифа. Последний также лишился поста главы МВД, который передан принцу Абдул-Азизу бен Сауду бен Наифу. Как пишет Middle East Eye в статье Four ways Mohammed bin Salman's rise will change Saudi Arabia, бен Наиф, по официальным данным, попросил освободить его от обязанностей наследного принца из-за ”вопросов личного характера”.

Король также внес поправки в разделы закона 1990 года о переходе к вертикальной королевской преемственности от отца к сыну на должность короля, тем самым прекратив горизонтальную преемственность от брата к брату, которая была создана основателем королевства, королем Абдул-Азизом ибн Саудом в 1933 году. До сих пор неясно, почему король не назначил заместителя наследного принца, как это принято в подобных обстоятельствах. Главный вопрос - скоро ли правитель отречется от престола и позволит своему сыну стать королем при его жизни. Исторически сложилось так, что ни один саудовский король не отрекся от власти по своей воле. Король Сауд был свергнут в 1964 году во время дворцового переворота, а затем отправился в путешествие в Грецию.

За назначение Мохаммеда бен Салмана проголосовал 31 из 34 членов Комитета верности, королевского консорциума, созданного в качестве консультационного форума. Новостное агентство Саудовской Аравии сразу же выпустило видеоролик о том, как молодой Мохаммед благодарит своего двоюродного брата бен Наифа за плавную передачу полномочий без суеты, пытаясь поцеловать его ноги в знак благодарности. Король также назначил Абдул-Азиза бен Сауда бен Наифа, племянника свергнутого коронованного принца и внука умершего принца Наифа, который был министром внутренних дел до своей смерти (1975-2012), министром внутренних дел, тем самым увековечив власть Наифов в самом важном министерстве внутренней безопасности.

Итак, Middle East Eye выделяет четыре направления, по которым восхождение Мухаммеда бен Салмана изменит Саудовскую Аравию.

Первое. Мохаммед бен Салман может заставить замолчать любые диссидентские голоса. Между теми, чтобы в стране развивалась развлекательная индустрия, соответствующая канонам шариата, власти монархии создали специальную комиссию по досугу и развлечениям, отвечающую за то, чтобы жители Саудовской Аравии веселились умеренно. В будущем саудиты будут иметь возможность развлекаться в определенных рамках  без преследования со стороны религиозной полиции. Женщины также станут символом новой саудовской потребительской современности и вскоре могут быть допущены к вождению автомобилей. Мохаммед бен Салман продолжит игнорировать дискредитированный вахаббитский религиозный истеблишмент, но из-за отделения части саудовцев, которые присоединились к ИГИЛ (запрещена в России) и возможного их возвращения из Сирии, его ожидает непростое время на высоком посту. Когда после 2001 года ”Аль-Каида” покинула Афганистан, многие саудиты, которые входили в группу, вернулись и стали причиной террористического кризиса в стране. ИГИЛ уже взяла на себя ответственность за несколько терактов в Саудовской Аравии, начиная с 2015 года, но сектантское мировоззрение организации может оказаться полезным для нынешнего кризиса Мохаммеда бен Салмана с Ираном.

Второе. Middle East Eye также предрекает, что продолжится неустойчивая экономическая политика, которая может помешать созданию желаемой неолиберальной экономики, включающей в себя снижение зависимости Саудовской Аравии от нефти к 2020 году, сокращение государственного благосостояния, приватизацию и, самое главное, размещение 5% акций саудовской нефтяной компании Aramco на международных рынках к сентябрю 2017 года. Поэтому Мохаммед бен Салман может объявить, что саудовцы должны затянуть свои пояса, но вскоре вознаградить их за  молчаливое согласие, размораживая зарплаты государственного сектора и предоставляя им дополнительные отпуска. Для успешного неолиберального рая с меньшим количеством рабочих дней и низкой производительностью может потребоваться чудесное вмешательство.

Третье. Middle East Eye прогнозирует, что Мухаммед бен Салман будет бороться за то, чтобы Саудовская Аравия стала серьезной региональной державой наравне с Турцией, Ираном и Израилем, которые в настоящее время стремятся стать ведущей силой и определять будущее региона после нескольких конфликтов в арабском мире. Бен Салман уже оттолкнул Турцию и Иран. Анкара встала на сторону Катара в последнем кризисе. Принц также пообещал перенести войну на территорию Ирана. Это заявление, похоже на объявление войны. ИГИЛ может быть поручено перенести свою террористическую кампанию в Иран после поражения в Мосуле и Ракке. Мохаммед бен Салман, возможно, добился успеха в Израиле в своем стремлении сформировать союз против Ирана и Катара. Он будет продолжать тайно сотрудничать с Израилем в вопросах безопасности и экономики, но не следует ожидать, что в Эр-Рияде вскоре будет поднят израильский флаг. Это потребует некоторой подготовки и координации, и ставки в таком спорном вопросе крайне высоки.

Четвертое. Мохаммед бен Салман продолжит заигрывать с президентом США Дональдом Трампом, заключая контракты на поставку оружия и давая инвестиционные обещания о постоянной поддержке, по крайней мере, на публике. Как и Мохаммед бен Салман, Трамп также непредсказуем, и между двумя лидерами могут возникнуть разногласия из-за незначительных различий. Тем не менее они будут поддерживать видимость согласия, пока не достигнут своих целей как внутри страны, так и за рубежом.

На данный момент у нового наследного принца нет времени для Европы. Он будет продолжать рассматривать ее как место отдыха на своей недавно купленной яхте и как источник большего количества оружия, которое он не может получить в другом месте. Это будет означать, что европейские производители оружия, а также  правительства  Великобритании и Франции будут соревноваться за внимание молодого принца. Обе страны потеряли своего любимого кандидата  Саудовской Аравии Мухаммеда бен Наифа, которому удалось наладить хорошие отношения с западными разведывательными управлениями, поскольку он считался значительной фигурой в борьбе с терроризмом. Но премьер-министру Великобритании Терезе Мэй понадобится поддержка нового наследного принца по экономическим причинам, поскольку Великобритания рискует столкнуться с экономическими и политическими проблемами после Брексита.

В настоящий момент правление Салмана формируется на фоне реальных проблем как внутри страны, так и на региональном уровне. Новое назначение не может быть оспорено другими принцами или группами внутри страны, но будущее выглядит беспокойным. Мохаммед бен Салман вряд ли способен урегулировать конфликты. Он думает, что  деньги решают проблемы, но они не помогли ему одержать победу во многих войнах и конфликтах.

12365 просмотров