Вестник Кавказа

Саудовская Аравия меняет тактику в Ираке

Middle East Monitor

В разгар кризиса в Персидском заливе, который привел к блокаде Катара, и почти через два месяца после исламско-американского саммита в Эр-Рияде визит шиитского политика-богослова Ирака Муктады ас-Садра в Саудовскую Аравию выдвинул на повестку дня несколько вопросов.

Заметим, что это уже второй визит с 2006 года в Саудовскую Аравию радикального лидера иракских шиитов, который обрел известность в 2004 году как предводитель шиитской полувоенной организации «Армия Махди», когда руководимые им боевики подняли восстание против международных оккупационных сил в городе Эн-Наджаф. Через несколько лет Муктада ас-Садр стал ″великим аятоллой″, в 2011 году ас-Садр снова начал принимать участие в политической жизни Ирака. Факт аудиенции иракского оппозиционера у наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана обозначил сразу несколько трендов актуальной ближневосточной повестки.

Как пишет Middle East Monitor в статье Saudi Arabia in Iraq… What has changed?, следует учитывать, что эта событие не было результатом предыдущих визитов иракских официальных лиц в Саудовскую Аравию или визитов официальных лиц Саудовской Аравии в Ирак. В 2003 году после американской оккупации Ирака Саудовская Аравия решила не вмешиваться в дела Ирака, за исключением конференции в Мекке, которая была проведена для иракских национальных сил в 2006 году, став лишь каплей в море региональной политики. В то время как Иран укреплял свое военное, политическое и экономическое влияние в Ираке, Саудовской Аравии было поручено успокоить ситуацию, что привело к еще большему укреплению позиций Ирана, о чем Эр-Рияд не подозревал.

После американской оккупации было сформировано иракское сопротивление, инициированное иракскими суннитскими мусульманскими силами, в то время, когда в Наджафе была издана фетва, запрещающая борьбу с оккупантами. Несмотря на это, Саудовская Аравия не выиграла от существования иракских суннитских вооруженных сил, зато сыграла отрицательную роль. Средства массовой информации, представленные газетами Al-Arabiya и Asharq Al-Awsat,  демонизировали сопротивление, критикуя иракских суннитских лидеров, сыгравших определенную роль в развертывании вооруженного сопротивления против американского оккупантов.

Иран создал иракское шиитское сопротивление, несмотря на то, что оно не существовало до этого вопреки запрету Наджафа. Саудовская Аравия отказалась от иракского суннитского сопротивления и перестала его поддерживать, не только ради интересов Ирака, но и ради своих собственных. В этом разница между двумя государствами, одно из которых имеет видение будущего и проект, а другое остается в американской орбите, полагая, что обещания Вашингтона не допустить распространения иранского влияния в Ираке будет достаточно.

Теперь Саудовская Аравия возвращается на иракскую арену через 14 лет после американской оккупации и почти через десять лет после активизации Ирана. Влияние и контроль Тегерана больше не ограничиваются южными и центральными частями Ирака, а распространяются на западную и северную части страны. Иранская революционная гвардия патрулирует Анбар и открывает командные пункты в Мосуле после того, как эти районы были освобождены от оккупации Америки, численность войск которой превысила 250 000 бойцов.

Саудовская Аравия, или, по крайней мере, некоторые ее представители считают, что усиление влияния в Ираке должно начаться с освобождения иракских шиитов от Ирана. Эта идея могла быть приемлемой в первые два года американской оккупации, но теперь Ирак стал ″задним двором″ Ирана.

Изменение тактики Саудовской Аравии в отношении Ирака произошло после Исламского саммита в Эр-Рияде, где был продемонстрирован американский подход и даны указания лидерам мусульманских стран поддержать правительство Хайдера Аль-Абади. Вашингтон считает его своим человеком в государстве, которого арабы должны поддерживать в рамках планов США обрезать крылья Ирану в Ираке.

Возможно, Саудовская Аравия стремится послать Ирану сообщение о том, что способна выйти на иракскую арену, несмотря на интенсивное присутствие Ирана. Королевство хочет показать, что это возможно с помощью Муктады ас-Садра, упуская из виду тот факт, что, несмотря на согласие по некоторым вопросам, ас-Садр остается верным своей доктрине и стране, спонсирующей ее - Ирану. Он прекрасно осознает, что попытка сыграть за спиной Ирана может привести к смерти, как это случилось с его отцом. Его могут обвинить в связи ИГИЛ (запрещена в России), что послужит основанием для бесконечной войны, из которой Саудовская Аравия выйдет, оставив Ирак под контролем Ирана.

″Движение Саудовской Аравии в направлении Ирака должно начаться с достижения арабского консенсуса и принятия коллективного решения относительно важности освобождения Ирака от влияния Ирана. Этому должна предшествовать координация позиций и понимание неизбежности конфронтации с Ираном. Подобное развитие событий является неизбежным с учетом экономической и медиа войны под руководством Саудовской Аравии и ОАЭ против Катара. Мягкая экономическая и медиа власть всегда подчеркивала важность поддержки Ирака посредством политического процесса и необходимость предоставить суннитам возможность вернуть утраченный статус после того, как арабы покинули их, начиная с Саудовской Аравии″, - пишет Middle East Monitor.

15195 просмотров