Вестник Кавказа

США уходят из Сирии. Кто в выигрыше?

На прошлой неделе президент США Дональд Трамп заявил, что у американских военных больше нет причин находится в Сирии, и Вашингтон начинает выводить оттуда войска. Очевидно, что халифата ИГИЛ (запрещена в РФ) на территории САР и Ирака уже не будет. Но что все-таки вынудило Вашингтон пойти на  вывод группировки? Кто в результате окажется в выигрыше? Обозреватель, "Вестника Кавказа" Мамикон Бабяан, считает, что все.

Ожидается, что вывод американского контингента будет осуществляться в два этапа в течение следующих двух месяцев, в то время как сотрудники американского Госдепа уже спешно покидают САР. Пребывание сил США в Сирии обошлось во внушительную сумму - более 7 трлн долларов. Однако проблемы Сирии можно было и вовсе избежать, если бы Вашингтон в свое время не способствовал проамериканским оппозиционным силам в попытках свержении президента Башара Асада.

Дальнейшая дислокация американских сил в САР бессмысленна. Сегодня Вашингтону важно упорядочить свои отношения со странами ближневосточного региона, который стал важной ресурсной базой для Китая. Белый дом пытается перекрыть источники энергетической безопасности Пекина, пытаясь остановить растущий потенциал КНР, для которой Ближний Восток представляет связующий узел в инициативе "Один пояс, один путь".

До введения последних американских санкций против Тегерана до 25% поставляемой в КНР нефти шло из Ирана, неподконтрольного Вашингтону. Главная цель США в Иране - не прекращение реализации его ядерной программы, а замена нынешнего руководства на более гибкий и лояльный режим в отношении Запада и американского присутствия на Ближнем Востоке. Поддержать же своих союзников в регионе Вашингтон может путем продажи им своего суперсовременного оружия. Возврат к довоенным военно-стратегическим позициям на Ближнем Востоке вполне устраивает Вашингтон -  Пентагон может ограничиться военным присутствием на своих ближневосточных базах в Катаре и Бахрейне. Сосредоточенные там американские силы могут оперативно участвовать в военных операциях по всему региону.

Очевидно, что грандиозный план США по изменению ближневосточных границ не удался, так как сирийскому руководству хватило сил в течение нескольких лет удерживать террористический фронт, а в критический момент обратиться за помощью к России. Оппозиционные силы, в том числе боевые курдские формирования, не стали для США той прочной опорной, которая содействовала Штатам при операциях в Ираке в начале и середине 2000-х и в Ливии в 2011 году.

После ухода США из Сирии там остаются силы России, Турции и Ирана, которым предстоит помочь завершить консолидацию сирийского общества, сформировать новую конституции арабской республики, а также урегулировать локальные противоречия.

Вывод американской сухопутной группировки может поспособствовать нормализации диалога между Вашингтоном и Анкарой. В последние два года Турция стала ближайшим партнером России на Ближнем Востоке. Анкара заинтересована в покупке российского стратегического оружия, и, возможно, закупками систем С-400 дело не ограничиться. Две страны реализуют крупные совместные энергетические проекты, такие как АЭС "Аккую" и "Турецкий поток".

Обстановка в регионе привела к тому, что Турция из надежного союзника в США превратилась в полноценного геополитического конкурента, успешно участвуя во всех ближневосточных саммитах и форумах, и астанинский формат тому яркое подтверждение.

Сейчас Анкара продолжает подготовку к очередной операции против курдов на северо-востоке САР, в то время как американское военное присутствие распространяется как раз на подконтрольной курдами территории. Чтобы не допустить столкновения армий стран НАТО, Вашингтон отстранился от курдов, по сути поставив их перед выбором: продолжить свое полумаргинальное существование или идти на контакт с Дамаском. Турция приветствует решение Белого дома, ведь вывод американских войск существенно облегчит проведение операции против курдов, позволив задействовать значительный потенциал турецких ВВС. Наиболее верным решением, при котором курдам удастся избежать разгрома со стороны Турции, может стать союз с сирийским правительством. Однако за годы войны сирийские курды превратились в мощную неуправляемую военизированную структуру, с которой не смог найти общий язык, в том числе Вашингтон. Поэтому проведение Турцией военной операции к востоку от Евфрата может сыграть на руку Дамаску, так как ослабленная курдская оппозиция станет более охотно сотрудничать с руководством САР.

Турция - важнейший для американцев игрок и военный союзник на Ближнем Востоке, поэтому Госдеп США в ближайшее время одобрит продажу новейшего американского вооружения Анкаре, тем самым поспособствовав спаду антиамериканских настроений в республике.

Несмотря на финансовые потери, Штаты оставляют четверть территории САР к востоку от Евфрата, а это три четверти всех нефтегазовых месторождений арабской республики. Вашингтон может перераспределить финансовые потоки, перестать вооружать курдов, а просто спонсировать "умеренную оппозицию".

Вывод американской группировки не означает прекращения авиаударов международной коалиции, а также присутствия в Сирии американских военных советников. В истории США есть немало примеров, когда без участия армии Вашингтон мог позволить себе влиять на ход событий в том или ином государстве: война в Анголе (1975-2002) и в Афганистане (1979-1989). Тогда афганских моджахедов американские военные инструкторы тренировали в лагерях на территории Пакистана, подробно объясняя, как необходимо бороться с военной авиацией Ограниченного контингента советских войск.

37230 просмотров