Вестник Кавказа

США угрожают Анкаре санкциями

Ильгар Мамедов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела современной истории стран Восточной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения РАН
США угрожают Анкаре санкциями

По указанию президента США Дональда Трампа 4 марта американский торговый представитель Роберт Лайтхайзер объявил, что Соединенные Штаты намерены прекратить статус Турции в качестве развивающейся страны-льготника в рамках программы Всеобщей системы предпочтений, в соответствии с которой, некоторые товары могут поступать в Соединенные Штаты беспошлинно. Турция получила этот статус в 1975 году.[1]

5 марта в Госдепартаменте США заявили, что Вашингтон дал понять Турции, что если она закупит С-400, то США придется пересмотреть передачу Анкаре истребителей Ф-35. "Мы ясно предупредили Турцию, что потенциальное приобретение С-400 вызовет переоценку участия Турции в программе Ф-35 и подвергнет риску другие будущие возможные поставки вооружений в Турцию, а также приведет в рамках закона "Борьба с противниками Америки посредством санкций" к потенциальным санкциям против любых государственных учреждений, частных предприятий, или физических лиц, участвующих в этой сделке", - заявил заместитель пресс-секретаря Госдепартамента Роберт Палладино.[2]

Между тем, 5 марта глава Европейского командования вооруженных сил США генерал Кертис Скапарротти, являющийся также верховным главнокомандующим вооруженными силами НАТО в Европе, во время слушаний в сенатском комитете по вооруженным силам рекомендовал США не продавать самолеты Ф-35 своему союзнику по НАТО Турции, если Анкара не откажется от своих планов купить у России зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) системы С-400 "земля-воздух". "Мой лучший совет как военного — не допустить совместной эксплуатации Ф-35 с союзником, который работает с российскими системами противовоздушной обороны, которые, вероятно, обладают наиболее продвинутыми технологиями", — сказал Скапарротти.[3]

Все эти предупреждения являются ответом на договоренности, достигнутые между Турцией и Россией в декабре 2017 года, когда Москва и Анкара подписали соглашение по поставкам четырех дивизионов С-400 на сумму 2,5 млрд долларов. Установка закупленных ЗРК запланирована на октябрь 2019 года Вашингтон требует отказаться от российских комплексов в пользу американских "Пэтриот".

Власти Турции заняли в этом вопросе твердую позицию и не планируют отказываться от С-400 даже при возможной покупке "Пэтриот". Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 6 марта решительно заявил: "Мы завершили вопрос С-400, заключили сделку с россиянами и приступим к совместному производству. Позже мы можем работать с С-500. Дело сделано". Эрдоган преподал Америке урок порядочности, недвусмысленно заявив: "Не может быть обратного пути. Это было бы не этично, это было бы аморально". Очевидно, что угрозы США Турцию не запугали. В интервью телеканалу "Канал 24" Эрдоган продолжил, что Соединенным Штатам не следует пытаться наказать Турцию торговыми мерами, добавив, что Турция подготовила свои собственные меры.[4]

Мы уже в начале 2016 года писали, что США проводят по отношению к Турции двойственную и лицемерную политику и используют ее.[5] Наш анализ и выводы были подтверждены в контексте письма президента Эрдогана президенту Путину 27 июня 2016 года[6] и событиями вокруг попытки государственного переворота в Турции 16 июля 2016 года.[7] То, что происходит сегодня, является продолжением корыстной и нечестной политики США по отношению к Турции.  

Нельзя не заметить координирования американских шагов. В течение двух дней представители исполнительной и законодательной власти, а также военные выступили с угрозами применения политических, экономических, торговых и военных санкций против Турции только лишь за то, что она отстаивает свои интересы безопасности. Игнорирование озабоченностей Турции относительно своей безопасности, угроза применения санкций против собственного союзника – явление невиданное. Это только подтверждает, что США пренебрежительно относятся к таким понятиям как моральные, политические и союзнические обязательства. США не могут рассматриваться не только как благонадежный союзник, но даже как честный партнер. Полагаться на правительство США означает остаться без защиты. Возникает вопрос, насколько союзнические отношения с США и членство в НАТО отвечают долговременным стратегическим интересам Турции? В сложившихся обстоятельствах только и остается полагаться на себя и обеспечивать свои интересы, опираясь на своих естественных партнеров.[8]

Российско-турецкое энергетическое сотрудничество касается не только двусторонних отношений, но потенциально может внести вклад в энергетическую безопасность Европы. Партнерство по Сирии влияет как на региональную, так и глобальную безопасность. Другими словами, это сотрудничество имеет исключительное значение не только для обоих стран, но и соседних регионов. В этой связи очень важно извлечь уроки из просчета, допущенного весной 1945 года, когда СССР денонсировал договор с Турцией от 1925 года. В ответ на готовность Турции заключить новый договор Советский Союз выдвинул территориальные притязания к Турции. Опасаясь этого, Турция примкнула к западному лагерю и в конечном счете стала членом НАТО. Сейчас складываются благоприятные условия для углубления долгосрочных отношений между Россией и Турцией, которые могут охватить новые вопросы и регионы, как например Балканы, что мы отмечали ранее.[9]

[1] United States Will Terminate GSP Designation of India and Turkey // United State Trade Representative. 04.03.2019

[2] Department Press Briefing – 5 March, 2019 // US Department of State. Press. Department Press Briefing 05.03.2019

[3] US can’t make F-16, Patriot deals bargaining chips against Turkey’s S-400 purchase, 07.03.2019

[4] Turkey will never go back from S-400 deal with Russia, may look into S-500s, Erdogan says, 07.03.2019

[5] Мамедов И. М. Турецкий фактор в глобальной политике // Поиск. Альтернативы. Выбор, № 2 (2), апрель 2016, С. 59-60.

[6] Мамедов И. М. Эрдоган переосмысливает свою политику, 29.06.2016 // Новое знание. Экспертное мнение. 

[7] Мамедов И. М. Что показала попытка государственного переворота в Турции? 18.07.2016 // Новое знание. Экспертное мнение.

[8 ]Мамедов И. М. Россия и Турция должны обеспечивать свои интересы, опираясь на естественных партнеров, 27 февраля 2019 г. // "Вестник Кавказа". Интервью.

[9] Мамедов И. М. Россия-Турция-Сербия; новая энергетическая связка, 3 февраля 2019 г. // Центр изучения современной Турции. Аналитика.

13805 просмотров