Вестник Кавказа

США пишут новые правила международных экономических отношений

США пишут новые правила международных экономических отношений
© Фото: Белый дом

Одним из первых решений, принятых Дональдом Трампом, стал отказ от Транстихоокеанского партнерства (ТТП). По мнению директора Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Виктории Перской, это продиктовано желанием заставить транснациональные корпорации платить налоги. «На самом деле Америка преследовала цель написать новые правила международных экономических отношений. Это не просто торговля, это и правила инвестиционной деятельности, и права интеллектуальной собственности, и разрешение трудовых споров, и внутриэкономические вопросы, и конкуренция на внутренних рынках стран членов TТП. Это вмешательство в национальные правовые системы - США предлагали экспорт правовой системы или прецедентного права на уровень всех членов TТП», - говорит Перская.

Китай выступил против того, чтобы США вмешивались в систему трудовых споров на территории КНР. «Одним из важнейших компонентов является зарплата. Заработная плата в США - 2-3 тысячи долларов в месяц. Заработная плата в Китае - 750 долларов (плюс 50-70 долларов ежегодный прирост). В Мексике зарплата составляет 1000 долларов, а в Индии - 300 долларов. Главные акторы TТП - транснациональные корпорации. США выстроили свою экономику таким образом, что были созданы глобальные цепочки стоимости. Для США интеллектуальная собственность представляла основной важный компонент, за который они боролись и именно правовую сторону которого они пытались реализовать во всех странах и обеспечить гарантии. Не случайно на территории Китая создано 10 центров. Именно Штаты предложили Индии и Китаю центры по регулированию прав использования интеллектуальной собственности. В этой части именно TТП дало бы очень большой доход, но не товарный, а экспорт прав интеллектуальной собственности», - говорит экономист.

Между тем, по ее словам, Трамп не принимает во внимание сферу услуг, важная составляющая: «79% ВНП США - услуги и интеллектуальная собственность. Товарные поставки составляют очень небольшую компоненту. Естественно, что в этих условиях США хотели выстраивать мировую глобальную систему. Глобализация, общее доминирование, глобальные цепочки стоимости – все это ориентировано на интересы крупнейших ТНК. Трамп поставил задачу, что все ТНК должны приобрести юрисдикцию США, чтобы платить налоги. Наиболее позитивным элементом, которого достиг Трамп выходом из TТП, стало то, что будет прекращено навязывание изменений условий международных экономических отношений».

Как полагает руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков, «Трастихоокеанское партнерство это и есть правила нового глобального управления, где транснациональные корпорации получали равные права с национальными правительствами, где они могли и имели возможность подать в суд в любой момент на решение национальных парламентов. Причем суд не международный, а суд Трастихоокеанского партнерства, где было запрещено финансирование из государственных средств предприятий госсектора, что является для большинства стран Юго-Восточной Азии важнейшим элементом формирования государственной политики».

По словам Мосякова, все эти новые веяния были связаны с неудачей первого этапа глобализации: «В рамках первого этапа глобализации выиграли не страны Вашингтонского консенсуса, а Вьетнам, Китай, то есть страны не с либеральной демократией, а с организованными политическими режимами. В последнее время во многих азиатских страна, в частности на Филиппинах, высказывались больше сомнения о том, а будут ли американцы выполнять те договоренности по защите этих стран в случае какого-либо конфликта с Китаем».

«[Президент Филиппин Родриго Роа]  Дутерте развернулся в сторону Китая, Вьетнам разворачивается в сторону Китая, немножко отодвигая проблему островов, теперь США выступают как главная сила, которая заявляют, что китайцам не дадут попасть на эти острова в Южно-Китайском море. То есть влияние этого шага имеет не только глобальные экономические последствия с точки зрения развития глобализации, это явно останавливает глобализацию», - считает Дмитрий Мосяков.

По его мнению, Трамп показывал, что в Америке есть политические силы, которые понимают, что США в рамках глобальной финансовой системы сами теряют свой суверенитет и свои интересы: «Они начинают защищать интересы глобальных финансовых инвесторов, гарантируя им преференции. Трамп пытается отделить интересы глобального финансового капитала от собственных национальных интересов США. Это спасение США. Осознание собственных интересов и необходимости сохранения балансов в рамках экономического развития чрезвычайно важно. Значение отказа от Трастихоокеанского партнерства носит как глобальный экономический характер, так и характер чисто политический. И у японцев, и у корейцев возникает вопрос, а что США будут делать дальше. Как будет выстраиваться система глобальных балансов в этом регионе? Барак Обама выстраивал в рамках своей политики линию Филиппины-Вьетнам-Таиланд-Бирма на пути, как они говорили, к китайской экспансии. Будут ли США продолжать политику выстраивания санитарного кордона на пути китайской экспансии, пока не ясно.

16395 просмотров