Вестник Кавказа

США и Китай пытаются быть дружелюбными

Geopolitical Futures

В минувшие выходные госсекретарь США Рекс Тиллерсон посетил Китай, где  встретился с министром иностранных дел Китая и лидером КНР Си Цзиньпином. По общему мнению, поездка прошла хорошо. Средства массовой информации в обеих странах отметили, что в ходе встреч проявился дух сотрудничества. Это заметно отличается от ситуации, сложившийся несколько месяцев назад, когда говорили о возможности начала торговой войны и третьей мировой войны в Южно-Китайском море.

Очевидно, что спорные вопросы остаются и будут определять отношения США и Китая независимо от внешней оболочки. Две страны не собираются воевать, но они и не станут лучшими друзьями. Отношения США с Китаем всегда сопровождались  головокружительным массивом дипломатического протокола. Когда президент Ричард Никсон отправился в Китай в 1972 году, потребовались месяцы дипломатической работы и толкования китайских действий для понимания того, что Китай открыт для изменения характера отношений и для создания дипломатической структуры, посредством которой государство может согласиться на укрепление связей. Оттепель в отношениях началась сразу после того, как в 1972 году американская команда по настольному теннису была приглашена в Китай. Укрепление отношений включало сложную игру слов, в ходе которой США признавали, что существует единый Китай, но поддерживали связи с Тайванем.

Мао Цззэдун и Ричард Никсон

Таким образом, Китай продолжает поддерживать внешние отношения, характерные для его авторитарного стиля правления. Китайское правительство должно показать определенную силу своему народу. Китайский лозунг нынешних отношений между США и Китаем звучит так: ”Новая модель отношений великих держав”. Китайские официальные лица начали публично использовать эту фразу в 2010 году, и теперь она часто повторяется в заявлениях Си Цзиньпина транслируется в китайских СМИ. Это относится и к визиту Тиллерсона, который, судя по всему,  после встречи с министром иностранных дел Китая принял рамки ”новой модели отношений великих держав”. Тиллерсон, описывая американо-китайские отношения за последние 40 лет, сказал: ”Это были очень позитивные отношения, неконфронтационные, бесконфликтные, построенные на взаимном уважении и постоянно находящиеся в поисках взаимовыгодных решений”. Тиллерсон, по существу, перефразировал то, как Си Цзиньпини другие китайские официальные лица описывают ”Новую модель отношений великих держав”.

Появились предположения, что заявление Тиллерсона представляет собой серьезную стратегическую ошибку. Либо Тиллерсон был плохо подготовлен и не знал, что он говорил, либо администрация президента Дональда Трампа сникла, отказавшись от жесткой позиции в китайских отношениях. Ни одно из предположений не является точной оценкой того, что  имел в виду Тиллерсон, так как в нынешних условиях отношений между США и Китаем эти слова бессмысленны. Они не предвещают никакого сдвига в балансе сил и не указывают на некомпетентность или слабость со стороны новой администрации США. Они прекрасно согласуются с траекторией отношений США и Китая с момента прихода к власти Трампа.

Позиции США и Китая не сходятся в трех областях: территориальные претензии Китая в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях; способы борьбы с Северной Кореей; параметры торговых отношений между двумя странами. Последнее самое важное. Хотя оба государства зависят друг от друга, их отношения в значительной степени идут на пользу США. Китай нуждается в США больше, чем в США в Китае, и многие действия Пекина, особенно в отношении Северной Кореи, необходимы для того, чтобы создать как можно больше рычагов воздействия на США. С теми же проблемами столкнулась и администрация бывшего президента Барака Обамы в отношениях с Китаем, с той лишь разницей, что администрация Трампа хочет еще сильнее влиять на торговый вопрос, чем ее предшественница.

Вашингтон не может надавить на Китай по вышеуказанным вопросам, не предложив ему что-то взамен. Возможности США больше, но и они не безграничны. С прагматической точки зрения, взаимодействие является более эффективным, чем антагонизм, особенно в контексте все более неопределенной ситуации в Северной Корее, которая была центральной темой визита Тиллерсона в Азию.

В Пекине хотят убедиться, что Китай не исключается из американского рынка, а также сохранить атмосферу прочности и стабильности в КНР накануне XIX съезда партии в этом году. Заявление Тиллерона практически не имеет последствий и ни к чему не обязывает США. Это цена ведения бизнеса с Китаем и по сравнению с другими расходами довольно низкая. Но для Си Цзиньпина, слова Тиллерсона бесценны, так как на национальном уровне они позволяют китайскому лидеру утверждать, что он сделал страну сильнее.

Важность поддержания стабильности в Китае стала очевидной, когда стало известно, что пять армейских корпусов Народно-освободительной армией Китая (НОАК) будут расформированы, что непосредственно окажет влияние на 200 тыс. военнослужащих. Двое высокопоставленных военных из этих корпусов были обвинены в коррупции и "политических заговорах”. В отчете китайского информационного агентства ”Синьхуа” отмечалось, что Центральный военный совет направил инспекторов проверить дисциплину на более низких уровнях НОАК. Реорганизация НОАК расценивается как попытка укрепить политический контроль, а это означает, что главный приоритет руководств КНР - поддержание стабильности и позитивного имиджа правительства в Пекине.

Оставшаяся часть года внешне будет радужной с точки зрения американо-китайских отношений, но разногласия по ключевым вопросам остаются и будут продолжать усугубляться при администрации Трампа.

8905 просмотров