Вестник Кавказа

Российско-грузинская «чрезвычайная дорога»

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Российско-грузинская «чрезвычайная дорога»
© Фото: Сайт правительства Грузии

Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили провел экстренное расширенное заседание Совета по госбезопасности и управлению кризисами (СГУК) с участием руководителей всех силовых ведомств и основных министерств, а также глав региональных администраций. СГУК - правительственный аналог Совета по национальной безопасности (СНБ) при президенте. Он собирается крайне редко – лишь в чрезвычайных ситуациях, когда необходимо немедленное и консолидированное вмешательство кабинета министров.

Единственной темой обсуждения Совета стала катастрофическая ситуация, сложившаяся на Военно-грузинской дороге. Там, в Амали-Девдоракском ущелье селевой поток перекрыл все коммуникации, в том числе единственную автотрассу, связывающую Грузию и Армению с Россией.

Министр инфраструктуры Нодар Джавахишвили представил доклад о строительстве защитной дамбы для сдерживания селевого потока. Кроме того, специальная техника пытается углубить русло реки Терек. В результате приток воды действительно уменьшился, но докладчик признал, что эти меры вряд ли способны решить проблему кардинально. Специалисты затрудняются говорить о сроках открытия движения по Военно-грузинской дороге. Некоторые считают, что для полного завершения работ потребуются недели. Таким образом, Грузия и, особенно, Армения вновь оказываются в тяжелейшей ситуации – лишившись единственной автомобильной дороги в РФ.

МВД Грузии эвакуировало россиян, застрявших на дороге. Их доставили на вертолете к КПП «Верхний Ларс» у российско-грузинской границы. Никто не пострадал. Российские, армянские и грузинские водители повернули свои автомобили обратно, убедившись в тщетности надежд на скорое открытие дороги. Большегрузные автомобили там вряд ли пройдут до 5-6 июля.

Самое удручающее - полная бесперспективность и невозможность долгосрочного решения проблемы. «Вестник Кавказа» неоднократно за последние годы сообщал о проблемах, возникающих на Военно-грузинской дороге в результате стихийных бедствий, и рассказывал о тяжелой судьбе водителей большегрузов, туристов и местных жителей, которые нередко оказывались «запертыми» в снежном плену, не имея возможности передвигаться.

Однако уникальность нынешней ситуации в том, что на этот раз катастрофическая ситуация сложилась не зимой, а летом. Хотя сели бывали и раньше, но не такого масштаба. Например, 1 мая 2014 года, в Дарьяльском ущелье, недалеко от Военно-грузинской дороги, около села Гвелети, селевой поток повредил стратегический газопровод Россия-Грузия-Армения. Тогда дорогу удалось восстановить и открыть для движения в течение трех дней. Сейчас ситуация усугубляется тем, что автотрасса повреждена на участке, где проведение инженерных работ осложняется рельефом.

Специалисты предупреждают: даже если грузинскому правительству удастся сравнительно быстро восстановить движение по жизненно важной магистрали, подобные ситуации лишь будут повторяться вновь, причем все чаще, поскольку на Главном Кавказском хребте происходят геологические процессы, повлиять на которые никто и ничто не может. Зато сами природные процессы могут очень серьезно повлиять на геополитическую ситуацию по южную сторону Кавказского хребта.

354090 просмотров