Вестник Кавказа

Россия не сильно воодушевлена победой Трампа

New York Times
Россия не сильно воодушевлена победой Трампа
© Фото: Белый дом

Удивительный триумф Дональда Трампа на американских президентских выборах будет иметь весьма необычные внешнеполитические последствия. Во время избирательной кампании демократы часто пытались "повредить" репутацию Трампа, утверждая, что президент Владимир Путин сотрудничал и поддерживал кандидата от республиканцев. Сейчас многие верят в то, что политическое неудовлетворение значительной части Америки может быть расценено как победа Кремля.

На самом деле, распространяемая американскими СМИ идея о том, что г-н Путин поддерживает г-н Трампа, далека от реальности. Сторонники этого предположения беспечно игнорируют оценки главных российских новостных СМИ и аналитиков, которые никогда не высказывали особого энтузиазма по поводу г-на Трампа. Россия беспокоится о том, что будет с американской внешней политикой после избрания Дональда Трампа. Основная проблема заключается в том, что никто, в том числе новоизбранный президент, кажется, не знает, что он будет делать на посту лидера страны, особенно в области внешней политики. До сих пор его высказывания о международных отношениях были запутанными и порой противоречащими друг другу. Его помощники и советники, по всей видимости, также имеют широкий спектр противоречивых взглядов на внешнюю и оборонную политику Америки. 

Более того, г-н Трампу придется найти общий язык с истеблишментом Республиканской партии. Претенденты на должности в ведомствах внешней политики и обороны могут стать разменной монетой в этом сложном процессе. В результате Госдепартамент и Пентагон могут возглавить некоторые очень неожиданные фигуры, в том числе и весьма воинственно настроенные кандидаты. Личные предпочтения Трампа очевидны, он собирается сосредоточиться на внутренних вопросах, особенно касающихся экономики, поэтому сектор внешней политики и обороны может попасть в ведение республиканской элиты, которая явно враждебно настроена по отношению к России.

Учитывая все это, никто в Кремле, где внимательно следят за американской политикой и отчетами разведки, не будет серьезно рассчитывать на Дональда Трампа.

Несмотря на то, что Трампа иногда сравнивают с Владимиром Жириновским, эпатажным и откровенным популистом, г-н Трамп чаще рассматривается в качестве сильного и харизматичного правоцентристского лидера. Некоторые российские обозреватели считают, что он, скорее, похож на Рональда Рейгана - успешного президента, который проводил жесткую одностороннюю линию во внешней и внутренней политике.

В долгосрочной перспективе, однако, Москва может получить преимущество от некоторых тенденций в американской политике, которые стали очевидными на протяжении 2016 года. В ходе предвыборной кампании и Трамп, и номинант от Демократической партии Берни Сандерс подчеркивали необходимость изоляционизма. Американская общественность устала от бесконечных военных кампаний на Ближнем Востоке, а также от бремени внешнеполитических обязательств США.

Еще более важен тот факт, что за последние два десятилетия стало ясно: глобализация не является таким неоспоримым благом для Соединенных Штатов, как некоторые хотели бы ее изобразить. На самом деле, промышленный центр Америки несет на себе основную тяжесть замещения, вызванного головокружительной глобализацией, пропагандируемой вашингтонской элитой.

Ключевой вопрос сейчас состоит в том, будет ли зарождающийся изоляционизм Америки воплощен в политике. Даже если это произойдет, то не скоро. Почти вся американская политическая элита разделяет интервенционалистсткие взгляды  и поддерживает процесс глобализации. 

Россия пытается выяснить, чего ожидать от президентства Трампа. У Москвы мало оснований для надежды на то, что новый президент предложит какие-либо серьезные уступки или заключит крупные сделки с Москвой, независимо от того, что он говорил во время избирательной кампании. На данный момент Россия может мало предложить Вашингтону. Есть несколько областей для возможного сотрудничества. Даже если г-н Трамп действительно хочет улучшить отношения с Россией, то после переезда в Овальный кабинет он поймет, что Соединенные Штаты мало выигрывают от такого улучшения.

Поэтому нет никаких оснований ожидать - ни сейчас, ни в обозримом будущем - что Америка и Россия заключат какое-либо грандиозное соглашение и разделят мир на сферы влияния. Даже более скромные компромиссы кажутся маловероятными. У администрации Трампа не будет  никакого стимула делать реверансы в сторону Москвы, занимая более мягкую позицию в отношении Украины или ослабив антироссийские санкции. Кроме того, любое смягчение по отношению к России со стороны г-на Трампа столкнется с оппозицией внутри Республиканской партии, а также среди элит американской внешней политики и обороны. Новый президент вряд ли будет готов заплатить значительную внутриполитическую цену, тем более что улучшение отношений не дает никаких ощутимых преимуществ Америке.

Основные проблемы в российско-американских отношениях происходят из стремления Москвы вернуться на мировую арену в качестве великой державы. Кремль даже рассматривают интеграцию в прозападную мировую структуру под руководством США только на том основании, что Россия - великая сила, которая доминирует на большей части постсоветского пространства. Эти российские устремления остаются неприемлемыми для любой американской администрации в течение многих лет, если не десятилетий.

Есть только один способ улучшения отношений, хотя этот сценарий многие американцы сочтут неприемлемым. В случае дальнейшего серьезного ухудшения позиций Америки на мировой арене (например, если Соединенные Штаты будут втянуты в конфронтацию с Китаем, оставаясь при этом  на Ближнем Востоке) Россия может стать более привлекательным союзником, или, по крайней мере, менее опасным противником. Конфронтация с Китаем и другие внешнеполитические осложнения могут вынудить Вашингтон искать сближения с Россией, таким же образом, как в свое время соперничество с Германией заставило Британскую империю отложить в сторону свои давние разногласия с Россией и подписать договор в 1907 году. Но пока этот сценарий не претворился в реальность Москве придется придерживаться твердых позиций и не идти на уступки настолько долго, насколько это необходимо. 

 

13890 просмотров