Вестник Кавказа

Россия-Закавказье: первые итоги года

К 2014 году государства Южного Кавказа подошли с относительно неплохими показателями. Как считает ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Дина Малышева, в экономическом плане государствам региона удалось в основном избежать крупных потрясений. В Азербайджане Всемирный банк прогнозирует в 2014 году экономический рост (до 5%), который будет поддерживаться достаточно высокими ценами на нефть, а также увеличившимися (на 18,5%) прямыми иностранными инвестициями. За счет поступлений нефтегазового сектора Азербайджану удастся сдерживать инфляцию. Армению в 2014 году, по прогнозам, ждет замедление экономического роста (до 5%, как предполагают аналитики ВБ), но благодаря осторожной налогово-бюджетной и денежно-кредитной политике правительства Ереван может избежать серьезного экономического кризиса. Правда, экономика Грузии не дает оснований для оптимистического прогноза. Хотя Всемирный банк предсказывает некоторое замедления падения роста ВВП Грузии в 2014 году (до 6%), здесь из-за продолжающейся дефляции продолжится сокращение потребительского спроса на фоне общего снижения экономической активности, падения уровня жизни основной массы населения и роста безработицы.

Что касается отношения Москвы к республикам Закавказья, то, по мнению эксперта Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Андрея Арешева, "стремление к безоглядной ориентации на Запад, свойственное постсоветской российской внешней политике в 1990-е, начинает с трудом переосмысливаться, постепенно пробивают себе дорогу и альтернативные проекты, в том числе направленные на укрепление политических, экономических, социальных, культурных связей с ближайшими соседями. Политика России на Южном Кавказе направлена на взаимовыгодную экономическую интеграцию, мирное решение конфликтных вопросов и умеренное участие внешних игроков в делах региона".

Аналогичной точки зрения придерживается глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков, заявивший в интервью "Вестнику Кавказа", что на южнокавказском направлении у России есть серьезные подвижки.

"Стабилизировались и вышли на очень хороший уровень отношения с Азербайджаном. Летом состоялся визит Владимира Путина в Баку. И некоторые трения, которые были у России с Азербайджаном после закрытия Габалинской РЛС, преодолены. Азербайджан не намеревался подписывать ассоциацию с ЕС, поскольку считает для себя невыгодной эту ассоциацию. Мне кажется, это создает возможности для определенного интеграционного сближения между Россией и Азербайджаном – если не сейчас, то в перспективе. Мы уважаем самостоятельную внешнюю политику этой страны, и, мне кажется, Азербайджан также понимает, что его независимость как небольшого государства, находящегося между Турцией, Ираном и американским влиянием, в значительной степени зависит от России. То есть Россия вполне может рассматриваться как страна, на которую Азербайджан может опираться в проведении своего независимого внешнеполитического курса", - считает Пушков.

Перспективы российско-грузинских отношений не столь радужны. "Саакашвили покинул президентский пост, сейчас в Грузии новое правительство, гораздо менее антироссийски настроенное, чем правительство прежнее. Но не думаю, что сейчас можно говорить о восстановлении дипломатических отношений, потому что грузинская сторона выдвигает неприемлемые требования от России – отказаться от признания Абхазии и Южной Осетии. Однако некий прогресс в отношениях возможен, особенно на уровне человеческих контактов, восстановления транспортных связей, восстановления некоторых экономических контактов, экспортно-импортных операций. Так что, думаю, с нынешним более здравым руководством Грузии, нам будет легче, чем с прежним, глубоко антироссийским и сконцентрированным, я бы даже сказал, ненависти, которую Саакашвили демонстрировал к России", - думает Пушков.

Что касается Армении, то, по его мнению, Ереван "сделал очень важный шаг, приняв решение не идти на ассоциацию с ЕС, не ставить себя в зависимость от ЕС, а двигаться в направлении Таможенного союза. Думаю, что это абсолютно принципиальный шаг. Кстати, этот шаг подготовил, на мой взгляд, и последующее решение Украины, и европейскую истерику, которую мы сейчас наблюдаем. Потому что фактически решение Армении – это существенный удар по программе «Восточного партнерства». Если бы эту программу ЕС рассматривал как программу сотрудничества – было бы одно. Но там программу рассматривают как план захвата этих стран в свою зону влияния. Поэтому, конечно, они чрезвычайно болезненно на это отреагировали.
Для Таможенного союза Армения, безусловно, будет важным приобретением. Это позволит расширить круг участников этой организации и обеспечить лучшие перспективы для Евразийского союза к 2015 году".

18465 просмотров