Вестник Кавказа

Роль Вашингтона на Кавказе и в Европе снизилась

Foreign Policy News, by Peter Tase

Кто бы мог подумать, что уход Coca-Cola из Боливии в 2012 году будет началом исторического падения влияния США во внешней политике не только в Южной Америке, но и на Южном Кавказе, и в Юго-Восточной Европе. Это происходит из-за ошеломляюще слабого присутствия Вашингтона в нагорно-карабахском, сирийском и украинском конфликте, а также из-за дипломатического инцидента с президентом Филиппин Родриго Дутерте в октябре. Заявление президента Обамы о "красной линии" в случае использования Асадом химического оружия против собственного народа и его бездействие после такого публичного комментария породили самый большой кризис со времен войн в бывшей Югославии.

Хотя Белый дом поддерживает членство Украины в «Восточном партнерстве» (инициативе, возглавляемой Польшей и Швецией), он игнорирует тот факт, что в 2014 году Россия и Китай стали крупнейшими торговыми партнерами Киева, с экспортом составляющим почти $13 млрд и импортом почти $19 млрд. Сейчас Италия является единственным и главным направлением экспорта ($2,66 млрд), а Германия и Польша ($9,03 млрд) - главными импортерами украинских товаров.

Госсекретарь США Джон Керри также стал виновником ряда дипломатических проблем, сделав вид, что лидеры Армении и Азербайджана "не готовы" разрешить вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе. Керри провел переговоры в множестве периферийных столиц мира (поспособствовал расселению более двух тысяч членов "Организации моджахедов иранского народа"  в Тиране, четырежды посещал африканский континент), но никогда не мог поговорить с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым так, чтобы узнать о Нагорном Карабахе и зверствах армянских Вооруженных сил, которые те совершают на азербайджанской земле.

Азербайджанские представители часто совершали официальные визиты в Вашингтон, однако главный американский дипломат был слишком занят для того, чтобы провести официальный визит в Баку и продемонстрировать готовность найти решение нагорно-карабахского вооруженного конфликта.

Госдепартамент США создал неожиданный вакуум в регионах Кавказа, Украины, Юго-Восточной Европы и Южной Америки. Такое отношение, по понятным причинам, побудило российское и иранское руководство начать действовать на мировой арене, не только на Кавказе, но и в Балканских странах и странах Латинской Америки, включая Венесуэлу, Эквадор и Никарагуа.

Ситуация в Карабахе должна быть в приоритете внешней политики США при администрации президента Дональда Трампа по двум причинам. Первая - Азербайджан является важным торговым партнером США и Евросоюза, составляющей Шелкового пути с завидной финансовой стабильностью и экономическим ростом. Вторая - несмотря на то, что территория страны оккупирована армянскими ВС, правительство Азербайджана смогло заняться развитием энергетического сектора, что позволило стране искоренить нищету, несмотря на огромное число беженцев.

Керри намеренно воздерживается от активного участия и предоставления помощи в разрешении этого вопроса вместе с сопредседателем Минской группы ОБСЕ от США Джеймсом Уорликом, вынуждая заниматься им Москву. Уорлику не удалось привлечь внимание мировой общественности к тому факту, что армянское правительство ввело экономическую блокаду Нахичевани. Вашингтон продолжает говорить о своей невиновности, когда речь заходит об Азербайджане и затяжной войне на истощение, длящейся уже два десятилетия. Соединенные Штаты должны показать свою явную поддержку таким свободолюбивым странам, как Азербайджан и Грузия, что поспособствует укреплению мира и стабильности в регионе. 

14720 просмотров