Вестник Кавказа

Роль США в изоляции Катара

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"

Новый дипломатический и политический скандал сотряс и без того неспокойный Ближний Восток. Семь государств — Бахрейн, Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ, Йемен, Ливия и Мальдивы — одновременно пошли на разрыв дипломатических отношений с Катаром. В качестве причин этого шага называются поддержка Катаром террористических группировок, раскачивание ситуации в регионе и поддержка Ирана.

Как полагает эксперт по США, профессор Томас Йегер из Кельнского университета, нынешние действия арабских стран следует понимать в контексте недавней речи президента США, посвященной исламу. "Существенная часть речи, которую он произнес в Эр-Риаде перед многочисленными лидерами и главами правительств мусульманских стран, относилась к финансированию терроризма. Уже многие годы мы наблюдаем, что министерство финансов США начинает играть все более существенную роль в борьбе с терроризмом, отслеживая подозрительные денежные переводы на Ближнем Востоке", - отметил профессор в интервью Bild. По мнению Йегера, американские следователи все более эффективно доказывают наличие платежей и взносов, осуществляемых из ближневосточных фондов в пользу различных террористических организаций – при молчаливом согласии национальных правительств. "Я считаю, что нынешняя эскалация не направлена на долгосрочную изоляцию Катара, а является инструментом давления на правительство, с тем, чтобы оно предотвратило финансовые потоки исходя уже из собственных интересов", - полагает профессор. Как отмечает эксперт, скептицизм США в отношении Катара в последнее время возрос: "В Вашингтоне Катар относят к государствам, которые уже на протяжении долгого времени ведут борьбу не в своей весовой категории".

О том, что США недовольны некоторыми действиями Катара, есть конкретные свидетельства. Так, помощник министра по борьбе с финансированием терроризма в Управлении по борьбе с терроризмом и финансовой разведки США Даниэль Глейзер еще в октябре 2016 года сообщал, что за прошедшие десять лет катарцы добились меньших успехов в борьбе с финансированием терроризма, нежели Саудовская Аравия. Можно также вспомнить о случаях отказа американцев делиться разведданными с арабской коалицией перед бомбежками некоторых исламистских группировок в Ираке: в Пентагоне существовали опасения, что террористы будут предупреждены о бомбардировке. Многие эксперты и СМИ отмечали тогда, что американские военные не доверяли, в первую очередь, катарским союзникам. 

Кристиан Ульрихсен, эксперт по странам Персидского залива американского Института Бейкера, отмечает, что, если сухопутные границы и воздушное пространство Катара будет изолировано в течение некоторого времени, то это окажет огромный ущерб графику и поставкам для чемпионата мира по футболу в Катаре.  "Похоже, что Саудовская Аравия и ОАЭ воодушевлены соответствием региональных интересов в отношении Ирана и исламистов интересам администрации Трампа. Они решили применить альтернативный подход к Катару, исходя из того, что будут иметь при этом поддержку Трампа", - цитирует Ульрихсена Reuters.

Напомним, что Катар был одним из активных сторонников движения "арабской весны", оказывал существенную поддержку египетским "Братьям-мусульманам", что, естественно, не могло не оказать негативного влияния на отношения с сегодняшним египетским правительством Сиси. В 2014 году Египет потребовал у Катара выдачи богослова Юсуфа Аль-Кардави – одного из идеологических лидеров движения. Доха ответила отказом.

Помимо этого, Катар поддерживает тесные экономические связи с Ираном в энергетической сфере, что оказывает существенное положительное влияние на политические отношения между Дохой и Тегераном. Катар стал единственным участником Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, который в 2011 году не занял жесткой антииранской позиции в связи с предполагаемыми вмешательствами Тегерана в ситуацию в Бахрейне. 

Вероятно, что акцентированный антииранский курс Дональда Трампа, а также его намерение жестко разобраться с террористами ("I would bomb the shit out of them" - цитата Трампа о борьбе с ИГИЛ) сыграли важную, если не решающую роль в новом крутом повороте в ближневосточной политике. Не стоит забывать о том, что в 20 милях к юго-западу от Дохи расположена крупнейшая военная база США на Ближнем Востоке, на которой служат 11 тысяч американских военных. Едва ли Саудовская Аравия и другие страны, выступившие против Катара, решились на подобный шаг без предварительной отмашки из Вашингтона.

11245 просмотров