Вестник Кавказа

Риски для власти в Армении

Сусанна Петросян, Ереван
До президентских выборов в Армении осталось менее трех месяцев. Сейчас политические силы анализируют свои преимущества и возможные риски. Как и накануне парламентских выборов 6 мая, основными конкурентами остаются власть в лице президента Сержа Саргсяна и возглавляемой им Республиканской партии Армении (РПА) и партия "Процветающая Армения" (ППА) во главе с олигархом Гагиком Царукяном. Оценить внутриполитические перспективы можно, проанализировав устойчивость системы власти по трем направлениям - экономические, внешне- и внутриполитические риски.

Экономические риски
Обсуждаемый сегодня проект госбюджета на 2013 год подвергается большой критике со стороны оппозиции. По самым скромным подсчетам МВФ, 35% экономики Армении находятся в "тени", армянские же эксперты уверены, что эта цифра достигает 50%. Другим важным обстоятельством остается покрытие внешнего долга, для которого необходимо свыше 400 млн дол., а это очень большая сумма - вдвое больше, чем было выделено для покрытия внешнего долга в этом году. Многие эксперты полагают, что в сложившейся ситуации для обслуживания имеющегося долга правительство возьмет новые кредиты. Эти предположения уже подтвердил замминистра финансов Вардан Арамян. Разговоры о получении нового кредита в счет погашения внешнего долга ведутся уже несколько месяцев. Однако пока нет положительного ответа ни от Евросоюза, ни от России.
Другим звеном в цепочке экономических рисков стала неблагоприятная бизнес-среда, когда, несмотря на заверения правительства о развитии мелкого и среднего предпринимательства, на деле этот бизнес притесняется, а то и просто уничтожается, в угоду крупным монополистам.
Существующие сегодня в экономике риски могут возрасти после повышения цены на российский газ, которое, по некоторым данным, запланировано на 1 апреля 2013 года.
Повышение цены на газ, выделение огромной суммы на обслуживание внешнего долга и монополизация экономики, прямым следствием которой стала миграция, создадут напряженность в социально-экономической сфере. Чтобы противостоять этим рискам, у государства должны быть необходимые резервы, а таковых сегодня немного. Ведь для обеспечения резервов, государство должно эффективно собирать налоги, а сократить так называемый "теневой сектор", означает ударить по карману олигархов, которые тесно взаимодействуют с властью. Отношения олигархов с президентом строятся по принципу "ты мне, я тебе". Именно олигархи оказывают поддержку президенту, в обмен на то, что не платят или не доплачивают налоги, либо получают какие-то льготы и преференции. В сложившихся условиях вариант изыскания необходимых резервов для нивелирования существующих рисков крайне затруднен, а то и просто исключен.
Словом, социально-экономическая ситуация останется напряженной, однако утверждать, что она абсолютно безнадежна и может стать причиной общественного взрыва - нельзя. Скорее всего, несмотря на существующие риски, устойчивость системы в социально-экономическом плане сохранится.

Внешнеполитические риски
Во внешней политике Армении продолжают доминировать такие направления, как урегулирование нагорно-карабахского конфликта, армяно-турецкие отношения, а также отношения Армении с ведущими игроками в регионе - США, Россией и ЕС.
В карабахском конфликте на линии огня сохраняется напряженность, но она стала уже постоянной. Вероятность возобновления широкомасштабных боевых действия многие армянские эксперты рассматривают как невысокую. Возможно, будут какие-то стычки, подобные крупной произошедшей в марте 2008 года, но реально, по итогам выборов это вряд ли может привести к эскалации боевых действий.
По поводу второго направления внешней политики модно сказать, что поскольку армяно-турецкая граница закрыта в одностороннем порядке со стороны Турции, то никаких неожиданностей ждать не приходится. Кроме того, на западе Армении, недалеко от границы находится российская военная база, которая обеспечивает безопасность Армении и играет важную роль в обеспечении стабильности в регионе.
Что касается внешних игроков, то Брюссель и Вашингтон оказывают полную политическую поддержку администрации Сержа Саргсяна. Они крайне заинтересованы в том, чтобы у власти осталась нынешняя администрация. Во-первых, Саргсян обещал и подписал армяно-турецкие протоколы в октябре 2009 года; во-вторых, он неоднократно заверял внешних игроков в своей готовности подписать "мадридские принципы" урегулирования карабахского конфликта. Разрешение обеих проблем связано со стремлением Запада ослабить влияние России на Южном Кавказе. Подписание "мадридских принципов" открывает путь к урегулированию конфликта и автоматически ослабляет влияние России, которая с целью сохранения Армении и Азербайджана в орбите своего влияния, использует конфликт в качестве рычага давления на обе страны. Ключевое значение для Запада (в первую очередь для США) приобретают протоколы, оговаривающие нормализацию армяно-турецких отношений, включая установление дипломатических отношений и открытие коммуникаций. Совершенно очевидно, что реализация протоколов значительно ослабит влияние России на Армению. Исходя из всего этого, Вашингтон и Брюссель стремятся удержать Саргсяна у власти. Все международные институты, которые контролируются западными странами, а это и ОБСЕ и Совет Европы, будут оказывать ему содействие на грядущих выборах. Одним из наиболее ярких проявлений этой поддержки станет саммит руководителей стран "Восточного партнерства" в Ереване в конце ноября или в начале декабря. Среди гостей заявлены председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Борозо, председатель Европейской народной партии Вильфрид Мартенс, а также президент Грузии Михаил Саакашвили.
Что касается России, то следует обратить особое внимание на заявление первого замминистра иностранных дел этой страны Андрея Денисова, прозвучавшее 16 ноября на мероприятии, посвященном созданию Евразийского союза: "Армения, также как и Украина, с точки зрения стратегического государственного развития отдает приоритет евроатлантическому сотрудничеству. По крайне мере, такие лозунги и такая нацеленность декларируется. Ну, как говорится, не видим ничего плохого и ничего хорошего, это выбор Армении". Столь неожиданной оценки Армения – член ОДКБ и союзница Москвы - не удостаивалась со стороны России за последние 20 лет. Правда, в Ереване надеются, что оценка российского дипломата не отражает настроения в Кремле, а является лишь простой констатацией ситуации. При этом позиция России как одного из ключевых игроков в регионе по отношению к армянским властям продолжает оставаться неясной. Более того, складывается впечатление, что Россия или вообще не вмешивается в процесс или, что вероятнее всего, держит себя внешне очень дистанцированно.
Накануне парламентских выборов 2007 года и президентских выборов 2008 года, Россия демонстрировала политическую поддержку Саргсяна. Сейчас этого не видно. Так, уже давно в Ереван не совершали визиты какие-либо значимые фигуры. В конце лета велись разговоры о том, что Армению посетит президент России Владимир Путин. Однако этого пока не произошло, хотя и посол России в Ереване Коваленко дипломатично заявил, что "вопрос визита Путина остается в повестке дня". Есть предположение, что 5-6 декабря в Ашхабаде на саммите СНГ Путин встретится с Саргсяном. Возможно, в ходе встречи позиция Москвы станет яснее.

Внутриполитические риски
Партия власти РПА - достаточно сильная организация, которая контролирует силовые структуры, правительство, парламент, имеет колоссальные финансовые возможности. Однако сегодня в Армении прослеживается тенденция к формированию альтернативного РПА полюса, включающего ППА и Армянский национальный конгресс. Возможно, что к этим силам присоединится и партия АРФД. Этот альтернативный полюс может выдвинуть единого кандидата, и не исключено, что он составит Сержу Саргсяну серьезную конкуренцию, в случае которой будет тяжело предугадать, чем закончатся выборы.
Социологическим опросам в Армении давно уже никто не верит, часто их результаты мешают ориентироваться во внутриполитической обстановке. Однако большая активность общественных инициатив, многочисленные акции протеста у здания правительства, президентского дворца, связанные с политикой властей, несправедливыми судебными решениями демонстрируют отношение общества к действующей власти.
По мнению некоторых наблюдателей, Саргсян имеет самый большой антирейтинг среди политиков, который уступает разве что антирейтингу его предшественника - Роберта Кочаряна. В ситуации, когда может быть сформирован указанный выше новый политический полюс и при столь низком уровне общественной поддержки, ставка в ходе президентских выборов на "мертвые души" (а это порядка полумиллиона голосов людей, отсутствующих в стране), как это обычно делает РПА, может привести к серьезным эксцессам. Если власти в очередной раз припишут себе полмиллиона голосов, то это может взорвать общество.
"Есть большие сомнения относительно того, что силовые структуры, прежде всего армия, вмешаются на этот раз в поствыборный процесс, как это было в 2008 году. Ведь образно говоря, силовые структуры еще не отмылись от событий 1 марта. Но речь не идет о полиции, она почти наверняка будет участвовать в поствыборных процессах",- уверен один из армянских экспертов, который просил не называть свое имя.
Говоря о внутриполитических рисках для системы, следует напомнить и об открытом использовании компромата, что делается впервые в политической жизни Армении. До сих пор во время предвыборных кампаний, компромат открыто не использовался. Были лишь угрозы его применения, открытые или скрытые, однако власть первая нарушила эту традицию. Имеется в виду компромат против бывшего министра иностранных дел, члена партии ППА Вардана Осканяна. А достав компромат на Осканяна, власть сама открыла "ящик Пандоры" и нельзя исключать того, что может появиться компромат уже на саму власть, причем очень серьезного характера.
Необходимо учитывать, что в президентских выборах принимает участие намного больше людей, чем в парламентских, так как в первом случае избиратели знают, кого именно они выбирают и для чего. Кроме того, порядка 200-250 тыс. избирателей - это трудовые мигранты, которые возвращаются в Армению на зимний период. Подавляющее большинство этих людей вряд ли будет поддерживать власть, которая вынудила их покинуть родину в поисках заработка на чужбине.

Так или иначе, в целом по всем трем направлениям существует устойчивость системы. Однако насколько этого запаса прочности системы окажется достаточно в случае экстремальной ситуации, сказать трудно.
14955 просмотров