Вестник Кавказа

Разгонит ли референдум тучи неопределенности над турецкой экономикой?

"Хюрриет"

В 1980 году ВВП Турции на душу населения составлял около $1500. В 2002 году этот показатель составил $3600, а к 2008 году он достиг $10000. Затем рост остановился. Только ли мировой финансовый кризис был причиной этой остановки? 2007 год стал поворотным моментом в годовом приросте. В период с 2002 по 2007 годы, экономика Турции демонстрировала ежегодный рост в среднем примерно на 7%. Тот же показатель за период 2008-2014 гг. составил лишь 4,88%, несмотря на массовые количественные смягчения в США и финансовые средства, вливаемые в такие развивающиеся страны, как Турция.

Существует закономерность, которая не ограничивается средними экономическими показателями. Турция должна провести референдум в апреле этого года, чтобы внести поправки в конституцию и ввести исполнительную президентскую систему. Анкара несколько раз вносила поправки в Конституцию в период 2002-2007 годов путем парламентского голосования. После 2007 года, однако, политический консенсус сузился, и это стало невозможным. Тогда в Турции прошел референдум по изменению конституции, за которым последовало второе изменение - в 2010 году. Предстоящий референдум станет третьим референдум по конституционным изменениям в этом десятилетии.

Зачем? Конституционные изменения в период между 2002 и 2007 годами  в значительной степени были нужны в целях адаптации к Копенгагенским критериям ЕС. Турция стала кандидатом в члены ЕС в 2004 году, и это видение свело вместе различные политические традиции страны, принеся процветание и порядок. После 2007 года пути Турции и ЕС разошлись. После мирового финансового кризиса 2008 года европейские друзья перестали думать о Турции как о серьезном партнере и возможном члене ЕС. В результате, европеизация Турции стала чрезмерно бюрократизированной и ориентированной на Брюссель. Процесс застопорился.

Еще одно значимое событие случилось в 2007 году. В Турции всегда была особенная система сдержек и противовесов. Государство никогда должным образом не разделяло полномочия судебной, исполнительной и законодательной ветвей власти. В Турции всегда было две, а не три ветви власти - президент и премьер-министр. Президенты контролировали судебную и военную систему, в то время как премьер-министры контролировали парламент и единолично возглавляли исполнительную власть. Об этом не много говорили, но система работала. Борьба за власть всегда складывались вдоль этих линий.

Де-факто система перестала работать в 2007 году, после окончания президентского срока Ахмета Недждета Сезера. С тех пор Турция находится в "политическом процессе нормализации", который в ряде случаев был турбулентным. Жаль, что процесс интеграции с ЕС остановился до того, как в Турции начался переходный период…

Сегодня стране еще предстоит достигнуть современной, либеральной и эффективной системы сдержек и противовесов. Получится ли достичь этого посредством референдума в апреле этого года? Разгонит ли референдум тучи неопределенности над турецкой экономикой? Жаль, что у наших европейских друзей до сих пор нет стратегии вовлечения Турции. Нет причин, по которым Турция должна помешать западной дипломатии в регионе, но без надлежащего участия, почти наверняка это и произойдет. 

 

10425 просмотров