Вестник Кавказа

Расторжение Трампом сделки с Ираном может помешать амбициям Китая на Ближнем Востоке

South China Morning Post
Расторжение Трампом сделки с Ираном может помешать амбициям Китая на Ближнем Востоке
© Фото: Белый дом

Китай крайне заинтересован в том, чтобы ядерная сделка с Ираном оставалась в силе, поскольку его инвестиции и влияние на Ближнем Востоке постоянно растут. Как отмечает South China Morning Post в статье Why Iran nuclear deal fallout could scuttle China’s Middle East ambitions, Китай явно проиграл в результате отказа США от ядерной сделки с Ираном. Во вторник президент США Дональд Трамп фактически уничтожил Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), в рамках которого шесть мировых держав - США, Россия, Китай, Франция, Великобритания и Германия - в 2015 году договорились об ограничении военной ядерной программы Ирана в обмен на освобождение от экономических санкций.

Китай сыграл важную роль в переговорах, которые привели к заключению этой сделки, и вместе с Россией и тремя европейскими странами-участниками пытался спасти ее. Россия, Франция, Великобритания и Германия уже заявили, что по-прежнему привержены соглашению и будут работать над созданием нового. Китайское руководство, вероятно, объединит свои силы с ними. Международная стабильность стала ключом к долгосрочным стратегическим планам Китая.

Будучи ориентированными на торговлю, власти Китая заинтересованы в предотвращении дальнейшей дестабилизации Ближнего Востока. Китай был крупнейшим торговым партнером Ирана в 2017 году, а также вторым по величине торговым партнером Саудовской Аравии и третьим -Израиля. 

Подписание СВПД не ликвидировало конфронтацию в регионе, но способствовало уменьшению опасности прямого столкновения между Ираном и Израилем, а также между Ираном и Саудовской Аравией.

Теперь, когда ядерный пакт кажется обреченным, риск начала тотальной войны с участием этих трех сторон увеличился, учитывая также, что Израиль в последнее время активизировал атаки на позиции Ирана в Сирии, а Саудовская Аравия наращивает сотрудничество с Вашингтоном для борьбы с иранскими повстанцами-хуситами в Йемене.

В этом новом сценарии планы Китая по превращению Ближнего Востока в ключевую часть его инициативы ”Один пояс - один путь”, которая призвана расширить возможности  Евразии, могут быть сорваны. Китайский лидер Си Цзиньпин предложил схему этой инфраструктуры в сентябре 2013 года, и Пекин стремится получить больший доступ к рынкам в Западной Азии через свои новые ”шелковые маршруты”. По данным China Global Investment Tracker, с 2014 по 2017 год Китай инвестировал около $64 млрд в регион, из которых около $10 млрд было направлено на развитие транспортных проектов.

Китаю нужна стабильная геополитическая среда для сохранения значительных инвестиций на Ближнем Востоке, который остается основным источником нефти и газа для страны. Например, в прошлом году Экспортно-импортный банк Китая подписал контракт на сумму $1,5 млрд для финансирования электрификации высокоскоростной железной дороги между Тегераном и Мешхедом, расположенным на востоке страны. 

Что касается инвестиций в Израиль, китайская фирма будет управлять портом Хайфа в течение 25 лет, начиная с 2021 года, другая китайская компания была выбрана для строительства порта Ашдод в 2014 году. Кроме того, некоторые китайские фонды будут помогать строить легкую железнодорожную линию в столичном районе Тель-Авива.

Ожидается также, что инициатива ”Один пояс-один путь” будет связана с планом ”Видение Саудовской Аравии 2030”, целью которого является продвижение позиции Саудовской Аравии в качестве международного торгового узла.

Некоторые аналитики считают, что Китай может извлечь выгоду от выхода Трампа из ядерной сделки с Ираном, поскольку шаг президента США будет способствовать расширению сотрудничества между Пекином и Тегераном как в военной, так и в экономической сферах.

СВПД ограничивает экспорт передовых наступательных вооружений в Иран до 2020 года. Тегеран может получить больше доступа к оружию китайского производства в связи с прекращением действия соглашения. В прошлом Китай передавал ракетную технологию Исламской республике. Теперь иранское правительство могло бы сосредоточиться на приобретении военно-морских активов, чтобы укрепить свои возможности против военно-морского флота США в Персидском заливе и Ормузском проливе.

Мохатаба Зоннур, председатель парламентского комитета иранского по ядерной политике Ирана, заявил в прошлом месяце, что Китай и Россия готовы строить небольшие атомные электростанции в стране. Иранское агентство Fars News подчеркнуло, что эти системы могут использоваться для разработки атомных подводных лодок. Строительство судов такого типа - непростая задача, и пока неясно, сможет ли Тегеран осуществить такой дорогостоящий военный проект.

Но тот факт, что Китай может помочь иранцам развернуть подводные лодки с высокообогащенным оружейным ураном, не может не вызвать гнев у США и его ключевых союзников в этом районе - Израиля и Саудовской Аравии.

На экономическом фронте Китай, который до недавнего времени мог обходить режим санкций США против Ирана, имеет возможность увеличить свой экспорт на иранский рынок, поскольку европейские компании, скорее всего, позаботятся о том, чтобы не столкнуться со вторичными санкциями Вашингтона.

Но недавнее меры Трампа, введенные против крупных китайских компаний, ведущих бизнес с иранскими организациями - например, производителем смартфонов Huawei Technologies и производителем телекоммуникационного оборудования ZTE, свидетельствует о том, что президент США собирается заставить Пекин заплатить высокую цену за его взаимодействие с Ираном.

Прошли те времена, когда Китай мог комфортно создавать свою дипломатическую сеть на Ближнем Востоке, опираясь на экономическую мощь, чтобы завершить переход от значительного регионального влияния к глобальному.

15225 просмотров