Вестник Кавказа

Противоборствующие стратегии на пути к Ракке

Middle East Online

Если американцам через их союзников удастся захватить часть пограничной территории Сирии, это приведет прекращению работы трассы Дамаск – Багдад, которая остается единственным маршрутом для поставок оружия и денег ”Хезболле” из Ирана в Ливан, сначала через Ирак, а затем через Сирию. Как сообщает Middle East Online в статье Conflicting Strategies on the Way to Raqqa, иранские СМИ обеспокоились тем, что Соединенные Штаты готовятся перекрыть оставшиеся 599 км сирийско-иракской границы с помощью войск из Великобритании и Иордании.

В начале мая американские и иорданские военные провели учения под названием ”Eager Lion”. Несмотря на то, что учения проводятся ежегодно с 2010 года, сбор войск вызвал удивление в Иране, где генералы рассматривали маневры как прелюдию к масштабной операции иорданской армии, направленной на взятие безопасной зоны в южной Сирии и оставшейся части сирийско-иракской границы. Более половины этой территории находятся в руках поддерживаемых США курдских войск, а стратегический приграничный город Абу-Камаль ИГИЛ (запрещена в России). В ответ сирийская армия объявила операцию ”Великий рассвет”, направленную на освобождение восточной пустыни от ИГИЛ. Это многогранная операция с участием сирийских правительственных войск, иракских Сил народной мобилизации, ”Хезболлы” при воздушной поддержке России нацелена на освобождение трех стратегических городов ИГИЛ: Абу-Камаля, Дейр-эз-Зора и Ракки, расположенных на берегах Евфрата.

Добраться до Абу-Камаля первыми могут поддерживаемые США боевики, известные как ″Магавир аль-Таура″ (Коммандос революции). Эта группа, ранее известная как ″Новая сирийская армия″, пыталась захватить Абу-Камаль в 2016 году со своих баз в Иордании: парашютисты проникли в город, удерживаемый ИГИЛ, но вскоре  были окружены и побеждены. Это была одна из худших операций при поддержке США в конфликте, что побудило бойцов ″Новой сирийской армии″ не проявлять активность, прежде чем перегруппироваться и возобновить свою деятельность как Махавир аль-Таур для второго раунда в Абу-Камале, назначенного на это лето. Бойцы Махавир аль-Таура удерживают пустынные холмы рядом с приграничным городом аль-Танф в сельской местности Дейр-эз-Зор. Они превратили аль-Танф в центр для поддерживаемых США сирийских бойцов, используя его в качестве трамплина для битвы при Дейр-эз-Зоре. Если им удастся взять богатый нефтью город и Абу-Камаль, войска надеются создать теневой буфер между Дейр-эз-Зором и городом Хомс, предотвратив проникновение в него как  ИГИЛ, так и ”Хезболлы”.

Готовы ли американцы выбрать борьбу на сирийской территории с Россией и Ираном? Помимо пустых разговоров и церемониального удара по сирийским войскам к западу от аль-Танфа, американцы не дали никакого сигнала о том, что готовы пройти лишнюю милю, чтобы бороться за сирийскую границу с Москвой, Тегераном и Дамаском. Они также не отреагировали на начало операции ”Великий рассвет”, которая считается самой масштабной в семилетнем конфликте против ИГИЛ. Правительственные войска восстановили контроль над более 1300 кв. км  Сирийской пустыни, между древним городом Пальмира и восточным районом Каламун. Они также восстановили контроль над шоссе ”Пальмира-Дамаск” и направляются в аль-Танф, надеясь взять под контроль треугольник сирийско-иорданско-иракских границ. Белый дом ничего не сделал, чтобы остановить их.

В Дамаске понимают, что американцы палец о палец не ударят, чтобы помочь своим ″доверенным лицам″, так как удовлетворены обеспечением своей доли сирийского лоскутного одеяла, которое охватывает территории к Востоку от реки Евфрат и включает в себя карманы районов курдского самоуправления, удерживаемые Сирийскими демократическими силами (СДС), единственной группой, получающей тяжелое вооружение и военную помощь от США.

Во время своей поездки в Вашингтон президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пытался - но безуспешно - убедить президента США Дональда Трампа в том, чтобы тот отказался от поддержки курдов. Трамп считает их жизненно важными партнерами в борьбе с террором и не только отклонил просьбу Эрдогана, но и, похоже, намерен оказывать им помощь и далее. Чтобы помешать проекту, Эрдоган полностью сосредоточился на четырех ”зонах деэскалации”, которые были согласованы на переговорах о прекращении боевых действий в Астане. По соглашению, подписанному Ираном и Россией, стороны согласились прекратить военные действия к востоку от Дамаска, к северу от Хомса, к югу от Дараи и в Идлибе в северо-западной части Сирии, то есть, на четырех оставшихся полях битвы в Сирии.

После прекращения боевых действий на этих четырех территориях, сирийская армия перегруппировалась и полностью вышла на иракскую границу. Турция заверила Дамаск  через Россию, что его войска не будут подвергаться нападению на других фронтах. Это был способ Эрдогана сказать американцам: ”Если курдский проект не закончится, я создам хаос для США в других местах сражений на сирийской территории, даже если это означает, что режим обеспечит победу на границе”.  Президент Турции не возражал бы против такого развития событий, если это поможет ограничить курдские амбиции на сирийском северо-востоке. Для него важно, чтобы курды держались подальше от его границ, а также чтобы не было их заслуг в вытеснении ИГИЛ из Дейр-эз-Зора, Абу-Камаля и фактической столицы террористов Ракки.

16485 просмотров