Вестник Кавказа

Продается Национальная киргизская авиакомпания

Зонд Новости

Государственную компанию Air Kyrgyzstan готовят к продаже. Киргизский национальный перевозчик на грани банкротства. Интерес к покупке 75% акций проявляет Китай. Но согласно Воздушному кодексу страны, зарубежным инвесторам может быть продано только 49% акций компании, сообщает "Зонд Новости". Как сообщил министр транспорта и дорог Жамшитбек Калилов, готовится предложение правительству о повышении продаваемой доли акций до 51%. По мнению экспертов, если контрольный пакет акций перейдет Китаю, то недовольства общества избежать не удастся.

Депутат Жогорку Кенеша (парламента Киргизии) Адыл Жунус уулу предложил передать национальную авиакомпанию Air Kyrgyzstan китайским инвесторам, которые уже давно к ней прицениваются. Депутат пояснил, что Air Kyrgyzstan – компания нерентабельная. В самом успешном 2012 году она заработала всего 35 млн. сомов (около 1 млн дол.). "Это прибыль одного ресторана или другого предприятия. Для Air Kyrgyzstan  это позор", – сказал депутат в ходе обсуждения вопроса в парламентском комитете по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству. По его словам, у Air Kyrgyzstan нет безопасных самолетов. "Насколько мне известно, у китайских компаний есть интерес. Может быть, им передадим? Есть информация, что в случае покупки они готовы привезти в течение 3-5 лет 12 самолетов", – заявил депутат.

На самом деле на балансе у Air Kyrgyzstan четыре самолета. Три из них вышли из строя. Один в субаренде в Румынии. Рейсы национального перевозчика перенесены на неопределенный срок. Из-за тяжелого финансового положения компания не может выплатить сотрудникам зарплату, она была вынуждена сократить штат. Руководитель авиакомпании Жолдошбек Бектурганов рассказал BBC, каким образом Air Kyrgyzstan оказался в тяжелой ситуации: "Предприятие Air Kyrgyzstan было создано в 2001 году как актив авиакомпании "Кыргызалтын". В первые несколько лет Air Kyrgyzstan была успешной компанией. В 2005 году перешла на баланс Фонда управления государственным имуществом. Затраты предприятия "Кыргызалтын" были обозначены как долг, однако государство не выплатило эти средства. С 2008 года начались судебные разбирательства. В 2010 году авиакомпания была признана банкротом и была готова к закрытию. Мы обратились к правительству, в итоге пришли к решению выплатить превышающий 94 млн сомов долг в рассрочку – в течение трех лет. Государство нас не поддержало. Долг был выплачен за счет компании. В результате финансовое положение пошатнулось. Экономический кризис 2014 году добил компанию". По словам Бектурганова, попытки найти инвестора не увенчались успехом. Государство ввело ограничения в Воздушном кодексе, согласно которому, зарубежным инвесторам может быть продано только 49% акций компании. Интерес проявляли инвесторы из Китая, Турции, России, Объединенных Арабских Эмиратов, но, услышав о 49%, они отказывались от своего намерения.

Получится ли продать компанию на этот раз, неизвестно. Китай заявил о намерении выкупить 75% акций. По словам министра транспорта и дорог Жамшитбека Калилова,  готовится предложение правительству о повышении продаваемой доли акций до 51%. Генеральный директор аналитического центра "Стратегия Восток-Запад" Дмитрий Орлов считает, что нельзя продавать национального перевозчика на все 100%. Контрольный пакет акций должен остаться в руках государства. "После того, как произошла утечка информации о продаже авикомпании, можно предположить, что люди будут этому возмущаться", – сказал Орлов ZN. По его словам, после аварии на Бишкекской ТЭЦ, к модернизации которой причастен Китай, общество в Киргизии весьма болезненно реагирует на новости о том, что у кого-то надо взять кредит (грант) или надо кому-то что-то продать. Вообще-то в том, что национальный перевозчик кому-то отходит, нет ничего необычного. Бизнес и ничего личного.

Эксперт напомнил, что в 2014 года авиакомпания Etihad Airways из ОАЭ купила у правительства Италии все акции тамошнего национального перевозчика. Сумма сделки составила 560 млн евро. Всего инвестиции составили 1,76 млрд евро. Через месяц после приобретения контрольного пакета акций Etihad Airways в компании Alitalia начались работы по реновации салонов всех воздушных судов, проведен ребрендинг. К 2017 году Alitalia стала прибыльной. "И таких примеров можно привести много", – отметил Орлов. Если у государства недостаточно возможностей для финансирования национального перевозчика, тогда правильнее решить вопрос привлечения инвесторов. Но вопрос в том, куда пойдут вырученные от продажи деньги - на развитие компании или пополнение бюджета.

11325 просмотров