Вестник Кавказа

Политические трансформации в Армении после "бархатной революции" и интересы России

Сидоров Дмитрий Алексеевич, кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России, ст. преподаватель кафедры теории и истории международных отношений РУДН
Политические трансформации в Армении после "бархатной революции" и интересы России

2018 год ознаменовался кардинальной трансформацией внутриполитического ландшафта в Армении. После того, как в марте 2018 года обрели законную силу некоторые поправки к конституции, переход от полупрезидентской формы правления к парламентской вступил в завершающую стадию. Впервые в истории страны нового президента должен был выбирать не народ, а парламент республики.

2 марта парламент Армении выбрал нового президента страны – им стал Армен Саркисян, в поддержку его кандидатуры выступило 90 депутатов из 101 присутствующих. Саркисян в разные годы работал старшим послом Армении в Европе, послом Армении в Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Ватикане, Великобритании, главой миссии Армении при ЕС. Наличие широких международных связей и позволило Саркисяну заручиться поддержкой не только депутатов правящей Республиканской партии Армении (РПА) и ее союзников — партии "Дашнакцутюн", но и большинства оппозиционеров.

Политическая обстановка в Армении стала обостряться в конце марта прошлого года с выдвижением на пост премьер-министра Сержа Саргсяна, который с 2008 года на протяжении 10 лет занимал пост президента страны. В соответствии с новой конституцией, именно в руках премьер-министра сосредотачиваются основные властные полномочия, компетенции определения внутренней и внешней политики государства. 17 апреля парламент утвердил кандидатуру Сержа Саргсяна на пост премьер-министра, за него проголосовало 77 парламентариев из 94 присутствующих, что стало причиной масштабных антиправительственных акций. Лидер оппозиционной фракции "Елк" Никол Пашинян призвал армянский народ перекрывать улицы и автомобильные трассы и заявил о начале "бархатной революции".

В России внимательно следили за развитием событий в Армении, которая считается ключевым союзником России на Кавказе, участвует в ЕАЭС и ОДКБ. Озабоченность Москвы, по всей видимости, была вызвана возможностью скатывания политического кризиса в сторону силового противостояния конфликтующих сторон. Кроме того, события в Армении разворачивались на фоне конфронтации России с Западом и продолжающегося украинского кризиса. Поэтому важно было определить, стали ли массовые протесты в Армении продолжением череды "цветных революций" на постсоветском пространстве и могут ли они привести к резкому ухудшению российско-армянских отношений. Повод для подобных оценок давали некоторые оппозиционные силы Армении, например, "Свободные демократы" и объединение "Елк", которые выступали за углубление отношений с Западом. Представители "Елк" критиковали власти страны за вступление ЕАЭС, поднимали вопрос о необходимости пересмотреть условия нахождения российских вооруженных сил на территории Армении. Но пока продолжались акции протеста Москва воздерживалась от вмешательства в ситуацию, считая происходящее внутренним делом Армении, призывая все стороны избегать насилия, проявлять здравомыслие и сдержанность.

Массовые протесты, начавшиеся под лозунгами "Сделай шаг, скажи нет Сержу", привели к отставке Саргсяна, и вскоре лидер протестного движения Пашинян был утвержден главой правительства. Революционные события в Армении и транзит власти не сопровождались масштабным силовым противостоянием и не привели к серьезным жертвам. Важную роль в сохранении ситуации в правовом поле сыграли тогда президент Саркисян, который оказывал посреднические услуги на переговорах Саргсяна с Пашиняном и проводил телефонные консультации с президентом России Владимиром Путиным, а также занимавший на тот момент пост первого вице-премьера Армении Карен Карепетян.

Произошедшая весной 2018 года "бархатная революция" стала результатом накопившихся экономических и социальных проблем, а также роста недоверия народа к властным структурам. С момента смены власти в Армении прошло уже достаточно времени, и можно говорить о том, что худшие опасения не подтвердились - ожидать от армянских властей радикальных шагов в отношениях с Россией не следует. Пашинян, по всей видимости, не намерен резко менять внешнеполитический курс страны. Во время встречи в Москве в сентябре 2018 года Пашинян несколько раз подчеркнул важность сохранения особых стратегических отношений и выразил готовность к углублению военно-технического сотрудничества между Москвой и Ереваном.

Прошедшие 9 декабря 2018 года досрочные выборы в парламент Армении, на которых блок Пашиняна набрал более 70% голосов избирателей, продемонстрировали высокий уровень доверия народа к новым властям. К началу 2019 года силы, считающие себя победителями "бархатной революции" контролировали правительство, парламент, Совет старейшин Еревана, а их лидеры Никол Пашинян, Арарат Мирзоян, Айк Марутян заняли первые позиции во всех вышеупомянутых структурах. Однако Армении предстоит пройти сложный путь реализации давно назревших реформ, что может сопровождаться конфликтами между различными ветвями власти, бизнес-группами и кланами.

Сегодня государственное функционирование Армении обеспечивается во многом за счет формальных и неформальных договоренностей между ключевыми внутренними группами интересов с внешними силами, к которым относится Российская Федерация как гарант безопасности, "коллективный Запад" как основной финансовый кредитор, и Иран, который имеет геополитические и экономические интересы в Армении. К наиболее значимым интересам России можно отнести сохранение политической стабильности в Армении, продолжение процесса нагорно-карабахского урегулирования и выстраивание полноценного диалога с новыми политическими элитами Армении по ключевым вопросам двусторонней и многосторонней повестки.

Как показывают последние события, политические трансформации, начавшиеся в Армении более года назад, далеки от завершения. Вслед за исполнительной и законодательной властью предпринимаются попытки изменения судебной системы. На сегодняшний момент эти перемены не затронули фундаментальных основ российско-армянского стратегического сотрудничества. При этом перспективы российско-армянских отношений во многом будут зависеть от способности ключевых фигур политической жизни Армении находить компромиссы при осуществлении реформ и выработке внешнеполитического курса страны.

51790 просмотров