Вестник Кавказа

Почему ”арабское НАТО” Трампа не сможет обуздать Иран

Первый раунд того, что президент США Дональд Трамп называет ”самыми серьезными санкциями из когда-либо применявшихся” против Тегерана, начался 7 августа. ”Любой, кто ведет бизнес с Ираном, НЕ будет вести дела с Соединенными Штатами”, - написал Трамп в тот день в Твиттере. Radio Farda в материале Why Trump’s ‘Arab NATO’ Plan Won’t Curb Iran напоминает, что в ноябре вступит в силу еще более разрушительный второй раунд санкций США против ИРИ, восстановленных после выхода Вашингтона из ядерной сделки 2015 года, заключенной между Ираном и мировыми державами.

Однако экономическое давление - не единственный инструмент, который США и их союзники используют для противодействия Ирану. В последние месяцы администрация Трампа негласно работала над созданием нового альянса безопасности, членами которого стали шесть членов Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива - Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Кувейт, Катар и Оман, - а также Египет и Иордания. Целью это сотрудничества Вашингтон называет противостояние "агрессивной иранской экспансии в регионе". Официальное название блока -  Ближневосточный стратегический альянс (MESA), но международные СМИ окрестили его ”арабским НАТО”. Американские и арабские официальные лица заявляют, что коалиция планируется в целях расширения сотрудничества в области борьбы с терроризмом, противоракетной обороны и военной подготовки, частично для решения проблем безопасности, создаваемых Ираном и его посредниками.

Однако основная концепция арабского НАТО ошибочна по своей структуре  и имеет мало шансов на успех.

В отличие от членов Организации Североатлантического договора, созданного на основе общих интересов и более или менее общей "стратегической культуры перед лицом советской угрозы", суннитские страны, которые, по мнению администрации Трампа, присоединятся к новому альянсу, не могут придти к согласию между по фундаментальными вопросами, в том числе о том, как строить отношения с Ираном. В то время как Саудовская Аравия и ОАЭ рассматривают Тегеран как своего врага и ведут длительную войну с союзниками Ирана хуситами, Йемен, Кувейт и особенно Оман исторически поддерживают мирные отношения и периодически тесно сотрудничают с Ираном. В то время как Маскат содействовал тайным переговорам между иранскими и американскими официальными лицами, которые в конечном счете привели к заключению важнейшего ядерного соглашения, Саудовская Аравия, ОАЭ и Бахрейн последовательно выступали против Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД).

Еще более серьезным препятствием для формирования и эффективного функционирования арабского НАТО можно назвать раскол, в результате которого ОАЭ, Саудовская Аравия и Бахрейн выступили против Катара. Этот кризис начался в июне 2017 года, когда Эр-Рияд, Абу-Даби и Манама решили изолировать своего крошечного соседа, сократив торговые и дипломатические отношения с Дохой в связи с предполагаемой поддержкой терроризма и отношениями с Ираном. В Катаре расположена крупнейшая воздушная база США в регионе, а Саудовская Аравия остается крупнейшим в мире покупателем американского оружия. Кризис поставил Соединенные Штаты в неудобное положение по отношению к двум наиболее важным ближневосточным союзникам.

Впервые официально озвученная во время поездки Трампа в Эр-Рияд в 2017 году идея создания арабского НАТО, похоже, стала попыткой применить известный в международных отношениях подход ”Фишка дальше не идет”. (Этот девиз был позаимствован Гарри Трумэном из пoкеpa: по правилам игры, фишка кладется напротив сдающего, и если игрок не хочет сдавать карты, он пускает ее дальше по кругу, - прим. ред.). Другими словами, руководствуясь принципом ”Америка прежде всего”, администрация Трампа пытается перенести ответственность за принятие решения по Ирану на своих арабских союзников. Похоже, администрация намерена использовать такой план в качестве катализатора для выгодных продаж оружия этим странам. Спустя несколько часов после того, как президент США высадился в Эр-Рияде в прошлом году, он и Саудовский король Салман подписали несколько соглашений, в том числе сделку о продаже оружия стоимостью около $110 млрд сразу же плюс еще на $350 млрд в течение предстоящего десятилетия.

Подобный подход - это именно то, чего хотят арабские союзники Америки, когда дело касается противодействия Тегерану. Не желая или не имея возможности взаимодействовать с Ираном напрямую, суннитские соперники Исламской республики надеются убедить Соединенные Штаты и даже Израиль сделать всю грязную работу за них. Как отметил один из аналитиков, Саудовская Аравия стремится бороться с Ираном ”до последнего американца”, заманивая США в войну с ИРИ. Это фундаментальное столкновение восприятий и ожиданий, лежащих в основе концепции, не служит хорошим предзнаменованием для успешного запуска арабского НАТО. Причем подобные планы обсуждаются одновременно с угрозой Трампа выйти из первоначального НАТО, если другие союзники не увеличат свои военные расходы.

Наконец, совершенно не ясно, как подобная организация будет противостоять Ирану на практике. Успешный альянс может не дать Тегерану (как недавно подчеркивал Израиль) возможность установить долгосрочное военное присутствие в Сирии, а также одержать победу над хуситами в Йемене, восстановив правление свергнутого президента Абд-Раббу Мансура Хади, связанного с Саудовской Аравией, или создать противоракетный щит, охватывающий более широкий Ближний Восток.

Пока внутренние противоречия между потенциальными членами альянса не будут устранены и не будет достигнут политический консенсус в отношении распределения финансового бремени, планы администрации Трампа о передаче ”фишки” арабскому НАТО вряд ли станут реальностью.

14545 просмотров