Вестник Кавказа

Почему Центральная Азия не будет воевать

The Diplomat

Центральноазиатский регион исторически был местом борьбы за влияние, власть и ресурсы. Территориальные и пограничные споры, дополненные историческими и этническими проблемами, могут в какой-то момент перерасти в конфликт между любыми двумя странами региона, пишет The Diplomat в материале Why Central Asia Won't Go to War, акцентируя внимание на том, что спор об ограниченных водных ресурсах заставил некоторых экспертов задуматься о том, что ситуация может перерасти в потенциальный полномасштабный конфликт.

Нет оснований сомневаться в существовании споров и конфликтов между странами Центральной Азии. Некоторые государства недовольны тем, как их прежние руководители в Москве определили географические границы. Таджикистан и Киргизия недовольны разделением Ферганской долины. Таджикистан долгое время заявлял, что территории Самарканда и Бухары, которые теперь являются частью Узбекистана, должны были находиться под его контролем по историческим причинам. Этот вопрос даже привел к конфликту между двумя странами в ЮНЕСКО. Ведутся споры о справедливом управлении водными ресурсами. Кроме того, природа правительственных систем может спровоцировать конфликты. Эти факторы существуют с момента обретения независимости этими государствами после распада СССР. Но вопрос заключается в том, что ожидает их в будущем.

Несмотря на напряженность, возможность войны в Центральной Азии весьма сомнительна, принимая во внимание несколько факторов. Прежде чем идти на войну за ресурсы или землю, странам региона придется бросить вызов более значительной геополитической динамике и силам. Россия и Китай - два главных действующих лица в Центральной Азии - сочтут войну в регионе совершенно противоречащей их интересам. У обеих этих крупных держав есть свои (и в какой-то мере общие) интересы в поддержании стабильности в регионе. Россия получила неоспоримо сильное влияние в области, которая когда-то была неотъемлемой частью Советского Союза. В то время, когда отношения с Западом находятся на новом минимуме, Россия вряд ли может себе позволить конфронтацию ″на заднем дворе″. Фактически, такой сценарий серьезно подорвет позицию России в отношениях с Соединенными Штатами на глобальном уровне. С другой стороны, Китай имеет крупные экономические интересы в регионе, в котором Пекин не хотел бы видеть угрозу кризиса. Его экономическое влияние в регионе не меньше, чем России. С началом проекта ”Один пояс, один путь” стабильность в Центральной Азии приобрела новое значение для Китая. На самом деле, одним из главных источников дохода для стран Центральной Азии остается либо массовый экспорт энергоресурсов в Китай, либо торговые и инвестиционные связи с этой страной. В этих условиях любая проблема стала бы прямой причиной неудовольствия Пекина.

Страны Центральной Азии (за исключением Туркменистана) также имеют общую стратегическую платформу с Россией и Китаем, Шанхайскую организацию сотрудничества. Даже если Россия и Китай не предприняли никаких прямых мер для решения давних проблем между этими странами, они сочтут совершенно неприемлемым, если споры перерастут в прямую войну.

Между тем, нельзя игнорировать аспект внутренней политики. По нескольким причинам (но главным образом из-за снижения цен на энергоресурсы), страны Центральной Азии за последние несколько лет пострадали от замедления развития. Из-за войны у стран Центральной Азии будет еще меньше надежных вариантов для ускорения восстановления экономики в случае серьезной войны. Кажется, что эти государства не потеряли голову, сохранив обиды друг на друга, но не проявив особых усилий для того, чтобы пересечь черту.

Кроме того, некоторые из этих стран находятся в процессе политического перехода, что не является идеальным временем для военного кризиса. Недавно Узбекистан избрал нового президента после смерти своего лидера Ислама Каримова. Каримову пришлось использовать жестокую силу в Андижане в 2005 году, чтобы устранить угрозы своему правлению, и новому президенту потребуется много времени, чтобы установить там контроль. Казахстан находится на ранних стадиях подготовки к передаче власти, поскольку 76-летний президент Нурсултан Назарбаев остается единственным лидером советской эпохи, все еще контролирующим правительство Центральной Азии. В мае прошлого года президент Таджикистана Эмомали Рахмон провел референдум, чтобы снизить возрастные требования для президента. Переход к войне будет означать появление новых препятствий для поддержания власти. Страны Центральной Азии со всеми их взаимными конфликтами и внутренними проблемами сохранили хрупкий баланс стабильности на региональном уровне. Это еще один важный контраргумент. Нельзя отрицать тот факт, что в регионе Центральной Азии есть много серьезных проблем. Но эти проблемы не будут играть первостепенную роль в процессе принятия решений на государственных уровнях. Предсказывать будущее отношений между этими странами только на основе существующих споров означало бы стать жертвой ловушки излишнего упрощения. У правительств этих стран есть много причин дважды подумать, прежде чем начинать какую-либо полномасштабную агрессию. Для поддержания бесперебойного функционирования и долговечности режимов правительства государств Центральной Азии даже в меньшей степени привлечены идеей войны в будущем.

 

34345 просмотров