Вестник Кавказа

Почему Иран так и не стал другом Грузии

Малхаз Цулукиани, Тбилиси

Грузино-иранские отношения портятся с каждым месяцем. В минувший четверг стало известно, что по вине грузинской стороны была сорвана конференция "Вызовы для иранских бизнесменов в Грузии", которую хотели провести в Тбилиси 14 декабря. Однако Грузия отказалась выдавать визы нескольким иранским бизнесменам. По данным главы НКО "Союз иранских инвесторов Грузии" Мохамада Халека, для участия в конференции из Ирана планировали прибыть крупные инвесторы, но некоторых из них не пустили в страну, развернув обратно в тбилисском аэропорту.

Этот инцидент получил дипломатическое звучание: МИД ИРИ призвал своих граждан "приостановить планирование поездок в Грузию" до выяснения "причин и обстоятельств возникших недорозумений", а посол Ирана в Тбилиси отказался от участия в конференции в знак протеста против решения грузинских властей. Конфликтная ситуация назревала давно. Летом МИД Ирана выразил протест Грузии в связи с "оскорблением иранских женщин" в тбилисском аэропорту - грузинские пограничники заставляли гражданок ИРИ снимать хиджаб, чтобы с сфотографировать их. МИД Грузии ответил, что фотографирование на границе - обычная процедура, принятая во всем мире. Неофициально грузинские власти дают понять, что все процедуры на границе согласованы с ЕС в рамках Соглашения о безвизовом режиме, и никаких исключений для граждан Ирана быть не может, поскольку это негативно повлияет на сохранение безвиза.

До заключения с ЕС соглашения о безвизовых поездках между Грузией и Ираном также действовал безвизовый режим, но Тбилиси отменил его в одностороннем порядке.

Недовольство Тегерана также вызывает попытка Тбилиси ужесточить условия получения иранцами вида на жительство в Грузии: сумма, необходимая для обретения "инвестиционного резидентства", увеличилась в три раза.  Иранцы активно покупали сельскохозяйственную землю для обработки, однако новая конституция Грузии запретила продавать землю иностранцам (читай, иранцам).

В Тбилиси постоянно проходят акции радикальной организации "Грузинский марш", лидеры которой не скрывают, что выступают против "засилья иранцев" во многих сферах экономики и городской жизни. Несколько таких акций прошло на проспекте Давида Возобновителя (бывший проспект Плеханова), где много кафе и ресторанов, принадлежащих иранцам. Националисты заявляли, что иранцы якобы не пускают в свои заведения грузинских мужчин, зато пускают грузинских женщин. Полиции с большим трудом удалось предотвратить столкновения.

Не способствовали налаживанию добрососедских отношений и странные случаи, произошедшие в прежние годы. Например, в 2010 году, во время правления Михаила Саакашвили, из Грузии исчез иранский физик-атомщик, приехавший туристом. В последующем он очутился в одной из дружественных Грузии (но не Ирану) стран и в местной прессе стали просачиваться сведения, что ученый оказался тем не по своей воле.

В 2005 году премьер-министр Зураб Жвания, по официальной версии, скончался от угарного газа отопительного прибора "Никала" иранского производства. Частое упоминание страны-производителя при разбирательстве трагедии возмутило иранцев. Посол ИРИ тогда заявил, что подобным прибором "пользуются миллионы иранцев, но никто не погиб".

Причина системного охлаждения грузино-иранских взаимоотношений, судя по всему, кроется во внешнеполитической ориентации Тбилиси: Грузия не только стремится стать членом НАТО, но часто проводит военные учения с участием членов альянса, что не может не настораживать Тегеран. При этом таких сдерживающих противостояние факторов как торговля и инвестиции, по сути, не существует. Объем торговли между Грузией и Ираном, как и общая сумма инвестиций ИРИ в грузинскую экономику не сопоставимы с аналогичными показателями других соседних стран - Турции, Азербайджана, Армении и России.

39075 просмотров