Вестник Кавказа

Победители и проигравшие в иранском кризисе

Middle East Monitor, "Вестник Кавказа"
Победители и проигравшие в иранском кризисе

Вопреки попыткам держать удар с помощью взвешенной реакции на санкции, введенные администрацией Трампа, а также несмотря на сбитый  беспилотник в июне и задержание британского нефтяного танкера 19 июля, Иран остается крупнейшим проигравшим актором в кризисе. К такому выводу приходит Middle East Monitor в материале The winners and losers in the Iran crisis.

Введенные американские санкции сократили экспорт иранской нефти с 2,3 млн баррелей в апреле прошлого года - до того, как президент США Дональд Трамп вышел из ядерной сделки - до менее 300 000 в день. При нынешних ценах на нефть Иран теряет около $100 млн в день, или $36 млрд в год, что составляет почти 40% бюджета страны. Потери еще больше, если учитывать санкции, затрагивающие добычу полезных ископаемых и нефтехимию, наряду с оттоком иностранных инвестиций. Некоторые потери будет невозможно восполнить, поскольку иранская нефть была заменена на рынке российскими и американскими энергоресурсами. Кроме того, расширение иностранного военного присутствия в регионе будет иметь серьезные последствия для собственной безопасности Ирана и его регионального влияния.

Проигравшими могут считаться также страны Персидского залива, в основном Саудовская Аравия и ОАЭ, поскольку танкерный кризис и проблемы открытой навигации привели к увеличению стоимости страхования судов и перевозимых ими грузов. Угроза рынку нефти Персидского залива заключается еще и в том, что азиатские клиенты, такие как Китай, Индия, Япония, Южная Корея и Тайвань, уже ищут альтернативы, поскольку бояться срыва поставок в случае начала войны и закрытия Ормузского пролива.

Вдобавок ко всему, наблюдается значительный отток инвестиций из стран Персидского залива, в частности из ОАЭ, экономика которого частично зависит от финансовых услуг и деривативов. По оценкам американских банкиров из JP Morgan, в прошлом году Саудовская Аравия потеряла инвестиции в размере $80 млрд. Акции Персидского залива также пострадали из-за кризиса.

Крупнейшим победителем на этом этапе Middle East Monitor называет Россию, которая получила большую часть доли Ирана на мировом нефтяном рынке и воспользовалась опасениями по поводу проблем с арабской нефтью, опередив Саудовскую Аравию как крупнейшего поставщика нефти для китайского рынка. Обеспокоенность Китая по поводу контроля США над морскими маршрутами в Персидском заливе подталкивает Пекин расширению в сотрудничества с Россией. КНР становится все более энергетически зависимой от РФ, и США серьезно обеспокоены сближением Москвы и Пекина.

Тем не менее Вашингтон становится вторым победителем в текущем кризисе, поскольку он также увеличил продажи нефти за счет арабских стран Персидского залива и Ирана. Кроме того, вырос американский экспорт оружия и "услуг безопасности".

Если Иран и арабские государства - крупнейшие проигравшие в текущем конфликте - не пересмотрят свою политику, существует риск того, что их правительства будут признаны безответственными и потеряют способность руководить и управлять,  а судьбы и будущее их народов и региона в целом окажутся под вопросом. Наличие победителей и проигравших явно свидетельствует о том, что текущий кризис выходит за рамки отношений США и Ирана. 

***

Между тем, в Москве с тревогой воспринимают нарастание конфликтного потенциала в зоне Персидского залива, полагая, что развитие событий движется к опасной черте и чревато рисками возникновения крупномасштабного военного столкновения. Как заявила официальный представитель министерства иностранных дел России Мария Захарова, США специально взвинчивают ситуацию, в том числе организовав пиратский захват иранского танкера в Гибралтаре, чтобы усилить американское военное присутствие в зоне Персидского залива под предлогом "обеспечения свободы мореплавания".

Напомним, что 19 июля ВМС Корпуса стражей исламской революции задержали в Ормузском проливе в иранских территориальных водах британский танкер Stena Impero и впоследствии сопроводили его в порт Бендер-Аббас. Инцидент со Stena Impero стал фактическим ответом иранских властей на задержание иранского танкера властями британского Гибралтара 4 июля. 

По мнению Захаровой, именно США втягивают в свои провокационные затеи другие страны, даже те, которые в принципе далеки от данного региона: "Они формируют из них некую "морскую коалицию". Это излюбленный прием последних лет – формирование не на международно-правовой основе неких сил для поддержания мира, стабильности, а создание неких коалиций, чьи полномочия практически не определены никакими правами, законами, не имеют легитимной почвы, а просто действуют исходя из конъюнктурных интересов определенной группы стран. "Морская коалиция" предназначена, скорее, не для поддержания мира, а для силового давления на Иран, к сожалению, как мы понимаем, здесь "первую скрипку" играют США.

До одностороннего выхода США из договоренностей по обеспечению мирного характера иранской ядерной программы судоходство и нефтетрафик через Ормузский пролив осуществлялись стабильно и спокойно. Никакой необходимости сколачивать какие-либо коалиции для обеспечения их безопасности не было, пока американцы не принялись искусственно нагнетать напряженность.

Возникает ощущение, что в Вашингтоне ищут повод для нагнетания ситуации, продолжения агрессивной риторики в отношении Ирана и для перехода к более активной и горячей фазе конфликта. Причем при этом руководствуются в основном своими внутриполитическими расчетами, очередным витком электорального цикла. Мы каждый раз об этом говорим и констатируем, что это порочная политика – в погоне за поддержкой избирателей, манипуляцией сознанием, информацией и через это влияние на рейтинги – рисковать мирными жителями других стран, а также собственными гражданами".

Комментируя включение в санкционный список США главы МИД Ирана Мохаммада Джавада Зарифа, Захарова заметила: "США загоняют себя в тупик. Они сами отказали себе в возможности использовать широкую линейку дипломатических ресурсов и инструментов для решения различных вопросов, оставив один инструмент в виде санкций. Этот инструмент не работает, не проявил себя нигде и полностью дискредитировал как себя, так и тех, кто к нему прибегает. Когда крупное, великое, во всех смыслах значимое государство использует односторонние санкции как элемент решения вопросов, оно расписывается в несостоятельности других своих институтов. Большой вопрос, почему американская дипломатия идет этим абсолютно тупиковым путем".

11280 просмотров