Вестник Кавказа

План Китая на Ближнем Востоке

Fair Observer

Американский ракетный удар по авиабазе сирийского режима в Хан-Шайрате, за которым последовал обмен жесткой риторикой, привел к резкому увеличению комментариев по американо-российским отношениям и потенциалу сотрудничества между Вашингтоном и Москвой в решении сирийского кризиса. Однако гражданская война, бушующая в Сирии, стала лишь одной из многих проблем, стоящих перед Ближним Востоком.

Как пишет Fair Observer в статье China’s Plan for the Middle East, среди экспертов в области внешней политики, аналитиков и практиков существует общая тенденция описывать геополитику на Ближнем Востоке, принимая во внимание лишь немногих крупных нерегиональных игроков. С 1950-х годов двумя наиболее важными из них были Соединенные Штаты и СССР (сейчас Россия). Однако теперь к ближневосточному уравнению следует добавить еще одного игрока с деликатным, но глобальным охватом, у которого есть жизненно важный национальный интерес в регионе. Речь идет о Китайской народной республике.

На протяжении десятилетий наблюдалось связь между энергетической зависимостью США от ближневосточных ресурсов и развертыванием американских военных в регионе. Теперь, когда потребность США в нефти из Персидского залива уменьшилась, Китай будет стремиться заменить Америку в качестве ключевого нерегионального игрока в ближайшем будущем. Спрос Пекина на нефть растет с каждым годом, а домашнего производства недостаточно, чтобы удовлетворить его. В 2014 году более 50% нефти, потребляемой Китаем, было импортировано, и более половины импорта приходилось на Ближний Восток. Только на Саудовскую Аравию пришлось 16% импорта нефти в Китай в 2014 году. Кроме того, регион является неотъемлемой частью стратегии Китая ”Один пояс - один путь”, обнародованной в 2013 году. Поэтому вряд ли есть другая страна в современном мире, которая больше заинтересована в судьбе Ближнего Востока, чем Китай.

На протяжении десятилетий Китай скептически относился к операциям по поддержанию мира под эгидой Организации Объединенных Наций. Страна изменила свою позицию по этому вопросу в 1980-х годах, а в 1990 году первые китайские наблюдатели приняли участие в работе Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке. С тех пор Народно-освободительная армия принимала участие в 24 миротворческих операциях за рубежом, включая значительные развертывания в Ливане и Судане.

С 2008 года Китай содержит флот в поддержку миссии по борьбе с пиратством в Аденском заливе. В 2016 году в Джибути началось строительство вспомогательного пункта для военно-морского флота Народно-освободительной армии, который рассматривался как первая китайская военно-морская база за рубежом. Китайские официальные лица намекнули, что в других странах также планируется создать ”объекты поддержки”. 

Учитывая эти факты, можно предположить, что Пекин будет следовать по стопам Вашингтона в установлении геополитического оплота на Ближнем Востоке. Однако китайская внешняя политика лишена американской строгости в плане продвижения демократии за рубежом и гораздо более прагматична. Энергетический экспорт и безопасность морской торговли являются приоритетными задачами. Китай сосредоточит свои усилия на защите морских путей путем создания военно-морских и военных баз в стратегических частях региона.

Чтобы получить базы, Китаю придется привлекать местных игроков при помощи экономических стимулов. Пионер геополитической военно-морской стратегии Альфред Т. Мэхен писал в своей знаменитой статье ”Персидский залив и международные отношения”: ”Чисто военно-морской контроль для этой цели является очень несовершенным инструментом, если он не поддерживается и укрепляться территориями, на которых он действует. Поэтому необходимо заинтересовать жителей путем расширения и упрочения торговых отношений, поощрение которых, следовательно, должно быть целью правительства”. Действительно, большинство жителей будет расстроено иностранным вторжением, даже если оно будет носить благородную цель государственного строительства, и это будет вредно для бизнеса.

Каковы будут последствия более активного участия Китая на Ближнем Востоке? Военно-морское развертывание Китая будет выгодно с точки зрения сдерживания возможной военной эскалации между Саудовской Аравией и Ираном с помощью экономических средств, поскольку полномасштабная война в этом регионе будет катастрофической для китайской экономики. Однако многочисленные гражданские конфликты в несостоявшихся государствах будут продолжаться. Пекин не успокоит Ливию, Сирию или Йемен так же, как не успокоил Сомали. Китай предпочитает защищать свои интересы на переговорах с локальными властями на месте, будь то президент, глава племени или военачальник.

Угроза терроризма не заставила Китай участвовать в каких-либо контртеррористических операциях за рубежом, хотя позиция Пекина по этому вопросу может измениться. Контртеррористические кампании, как показала недавняя история региона, могут быть использованы в качестве очень эффективного инструмента проекции могущества. Тем не менее в настоящее время ответственность за создание более стабильного и безопасного Ближнего Востока лежит на странах региона. Египет, Саудовская Аравия, Катар и Объединенные Арабские Эмираты располагают достаточными полномочиями и финансовыми ресурсами для внесения изменений в ситуацию, если они захотят это сделать.

26835 просмотров