Вестник Кавказа

Ошибка ближневосточной стратегии Джареда Кушнера

Washington Post
Ошибка ближневосточной стратегии Джареда Кушнера

Зять и старший советник президента Дональда Трампа Джаред Кушнер столкнулись с большим скептицизмом накануне двухдневной конференции в Бахрейне, посвященной трансформации палестинской экономики пишет директор проекта по арабо-израильским отношениям в Вашингтонском институте ближневосточной политики Давид Маковский в статье Jared Kushner’s all-or-nothing mistake in the Middle East для Washington Post. Он присутствовал на встрече в качестве наблюдателя.

Встреча прошла на фоне подготовки долгожданного мирного плана администрации Трампа, реализация которого, похоже, отложена до окончания нового раунда израильских выборов в сентябре.

Власти Палестины бойкотировали конференцию в Бахрейне. Они сочли, что экономический план Кушнера заключается в подкупе палестинцев, чтобы те отказались от своих политических амбиций. Учитывая все обстоятельства, присутствовавшие арабские государства решили, что было бы неразумно приглашать израильских правительственных чиновников. Некоторые арабские страны также не стали направлять своих министров финансов, отправив вместо них депутатов.

Кушнер и его команда заслуживают похвалы за то, что определили важную проблему палестинской экономики и представили длинный список конкретных проектов. Помимо специалистов, которые были бы жизненно необходимы для успеха проектов, команда нашла потенциальных инвесторов из стран Персидского залива и даже корпоративной Америки.

Однако вопрос в том, будут ли реализованы идеи Кушнера. Пригласив на нее министров финансов, а не министров иностранных дел и представителей деловых кругов, Кушнер заявил, что хочет работать с людьми, которые видят проблему так же, как он, поскольку проблема может быть решена экономическим путем.
По словам Кушнера, традиционный подход к израильско-палестинской проблеме заключается в том, чтобы разрешить основные политические вопросы, в частности проблему "окончательного статуса" границы, Иерусалима и беженцев. При этом экономические проблемы зачастую уходят на второй план.

На самом деле, в середине 1990-х годов было проведено четыре более крупные экономические конференции по Ближнему Востоку с широким участием правительств и деловых кругов при поддержке Израиля, арабских государств и палестинских властей. Администрация Трампа и ее критики разделяют общий подход к Ближнему Востоку - "все или ничего". Однако когда дело касается этого региона, "все или ничего" зачастую означает просто ничего.

Администрация разработала свой мирный план, и в Бахрейне были раскрыты его экономические аспекты. Речь идет об экономике и качестве жизни, но администрация также заявляет о том, что эти экономические предложения напрямую зависят от политической части. Поэтому план может потерпеть неудачу.

В Бахрейне бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр сказал Кушнеру, что подход "все или ничего" может оказаться неправильным. "Прежде чем мы примем долгосрочное решение, я хотел бы увидеть по крайней мере краткосрочное соглашение, благодаря которому насилие может быть остановлено", - сказал Блэр, отметив, что "будет очень трудно заключить мирное соглашение" до разрешения споров между палестинскими властями и ХАМАСом в Газе.

Кушнера не заботят предложения Блэра, который прав в том, что достижение краткосрочных результатов необходимо, чтобы заключить грандиозную мирную сделку, с учетом масштабов разногласий между сторонами. Преимущество постепенного экономического прогресса, включающего обеспечение того, чтобы в Газе на постоянной основе была питьевая вода и электричество очевидно. Но может ли оно в дальнейшем оно может создать политическое пространство для решения сложных политических вопросов? Такие меры по стабилизации позволили бы палестинцам подготовиться и снизили бы вероятность внезапных потрясений, в то же время изменив существующие представления об администрации Трампа.

Однако есть причина, по которой Кушнер не может отказаться от подхода "все или ничего", который был испытан трижды в израильско-палестинских отношениях и всякий раз терпел неудачу. Метод администрации Трампа в этом конфликте не отличается от того, который она применяет во всех других - применение максимального давления. Вы ничего не получите, если не согласитесь на нашу сделку.

Негибкий подход Белого дома означает, что если политические предложения по окончательному статусу не получат поддержки, экономические меры не будут реализованы.

12365 просмотров