Вестник Кавказа

Образовательные коммуникации стран Каспийского региона. Иранский вектор

Никита Власов
Образовательные коммуникации стран Каспийского региона. Иранский вектор

Рассматривая историю сотрудничества стран Каспийского региона в образовательной сфере, необходимо отметить, что реализация совместных проектов осуществляется как по линии многостороннего сотрудничества в формате Ассоциации государственных университетов Прикаспийских стран, ряда других интеграционных проектов, так и по линии двусторонних связей. В свою очередь, двустороннее сотрудничество имеет федеральное и региональное измерение.

На уровне межгосударственных отношений фундаментом этого взаимодействия являются договоры и соглашения, заключенные между министерствами образования стран региона. Как правило, это рамочные документы, определяющие возможный формат взаимодействия по линии вузов и других образовательных учреждений.

Второй уровень взаимодействия определяется договорами и соглашениями, подписанными на уровне Союзов ректоров – объединений, включающих ведущие вузы стран Прикаспия. Однако далеко не во всех странах существуют подобные институции. Например, в Туркменистане такая форма объединения ректорского корпуса отсутствует, что создает определенные сложности в координации международной деятельности вузов.

Наконец, третий уровень - прямые межвузовские связи, на которых формируются и реализуются различные образовательные программы – соглашения об открытии филиалов, программы двойных дипломов, сетевые программы, курсы повышения квалификации для преподавательского состава. Как правило, такой набор совместных программ и проектов механически включается в текст договоров о сотрудничестве.

Такое положение вещей свойственно значительной части высших учебных заведений всех стран региона и, естественно, является проекцией более общей проблемы, характерной для всего международного сотрудничества вузов.

В то же время по ряду направлений, в частности, на туркменском и иранском треке, возможности регионов в ряде случаев оказываются эффективнее, нежели инициативы, реализуемые по линии Центра. В этом проявляется специфика межгосударственных отношений стран Прикаспия, сформировавшаяся за последние годы.

Наиболее рельефно подобная тенденция просматривается на примере образовательных связей между вузами России и Ирана. На протяжении достаточно длительного времени контакты были ограничены двусторонними договорами между рядом вузов двух стран. Причем многие соглашения оставались фактически на бумаге, не подкреплялись реальными проектами. Причина подобного положения вещей - в относительной закрытости иранских вузов для внешних контактов. Любые документы, подписанные местными университетами на высоком международном уровне, нуждаются в длительном согласовании, и далеко не факт, что в конечном счете они будут успешно реализованы.

Это одна из причин, объясняющая, почему возможности для регионального сотрудничества между Россией и Ираном в течение длительного времени были существенно выше, нежели показатели взаимодействия на уровне центральных ведомств. Впрочем, в последние годы ситуация начинает постепенно меняться.

Образовательная модель Исламской Республики Иран в своей основе сформировалась после событий революции 1979 года, сохранив некоторые элементы модели высшей школы, созданные еще при шахском режиме.

Ежегодно 20% бюджетных расходов Ирана и 5% ВВП уходит на образование, это один из самых высоких показателей в мире. 21% от средств, выделяемых на образование, распределяется на высшую школу.

Обучение в средней школе осуществляется поэтапно – через прохождение четырех возрастных ступеней. Две финальные ступени – рахнамаи (10-13 лет) и дабирестан (14-17 лет) построены на принципах системного изучения всего цикла предметов как технического, так и гуманитарного цикла. По каждому из предметов (а не по выбору) проводится контрольное тестирование при переходе от рахнамаи на уровень дабирестан (это около 20 предметных тестов). Только в последние два года обучения в средней школе вводится специализация по предметам различного профиля (теоретический (естественнонаучный, гуманитарный, медицинский), технический, прикладной).

Те абитуриенты, кто выбрал теоретическое направление дальнейшего обучения, получают право поступления в университеты. Техническая специализация предполагает два года дополнительной практики, которую можно рассматривать как курсы повышения квалификации.

Примечательно, что при раздельном обучении девочек и мальчиков в средней школе, в университетах введено совместное обучение, при этом свыше 60% учащихся составляют девушки.

В период перед поступлением в университет абитуриенты должны были получить специальный сертификат довузовской подготовки. Но в ходе реформы 2012 года подготовительный курс был заменен на третий год цикла дабирестан, поэтому общий период школьного обучения составляет 12 лет.

Важной деталью является то обстоятельство, что школьное образование (К-12) управляется Министерством образования, тогда как вся система высшей школы, кроме медицинских и теологических вузов, находится в подчинении Министерства науки, исследований и технологий.

Сложная, многоступенчатая система позволяет, по мнению иранских экспертов, максимально полно раскрыть способности учащегося, обеспечить правильный выбор будущей профессии.

Выбирать абитуриентам действительно есть из чего. В Иране - свыше 80 университетов, из которых треть составляют вузы медицинского профиля, 160 институтов, среди которых есть как частные (около 30), так и бюджетные учебные заведения. Обучение в вузах строится по классической для нынешнего высшего образования схеме – 4 года (бакалавриат) и 2 года (магистратура). Впрочем, студент может продлить срок обучения в магистратуре до 3-4 лет и выйти на защиту докторской диссертации. Учебный год длится с сентября по июнь, уроки идут во все дни, кроме пятницы (единственного выходного в Иране). Год разделен на два семестра, используется система кредитов.

Докторантура предполагает обязательное знание иностранного языка (в их число выходит и русский язык), сдачу экзамена по теоретическим аспектам выбранной темы и обязательное наличие научной публикации в авторитетном международном журнале.

Крупнейшим центром образования и науки является Тегеранский университет, где ведется обучение по 20 факультетам, включая факультеты искусств и мировых исследований. В 1000 лучших университетов мира входят также еще два иранских вуза – Технологический университет и Университет Тарбиат Модарес. Примечательно, что стоимость обучения в этих вузах заметно выше, чем во многих вузах России. Для сравнения, в Тегеранском университете стоимость годового обучения составляет $9тыс долларов, а постдипломные программы обойдутся студенту в $7 тыс. В этих условиях, безусловно, существуют возможности для привлечения студентов из ИРИ в российские вузы. Но динамика этого процесса свидетельствует о том, что потенциал развития связей все еще остается не реализованным в полном объеме.

В 1999 году между Россией и Ираном было заключено Соглашение о научно-техническом сотрудничестве, выработана и подписана Программа обменов в области культуры, образования и науки.

Однако, по мнению экспертов, реализация этого документа проходила в невысокой динамике. Ученые и представители ректорского корпуса двух стран были слабо вовлечены в совместные научные проекты, мало информированы о достижениях друг друга, хотя возможности для такого взаимодействия были открыты как в гуманитарной, так и в технической сферах.

Серьезной проблемой с точки зрения расширения образовательного сотрудничества двух стран был невысокий уровень владения русским языком у иранской молодежи. В свою очередь в 1990-t годы сложно говорить о значительном интересе к овладению фарси у российской аудитории. Языковой барьер, безусловно, присутствовал.

Ситуация начинает меняться, когда под эгидой Организации культуры и исламских связей ИРИ был создан Центр по распространению персидского языка и литературы. Иранская сторона начинает демонстрировать более высокий уровень открытости по линии гуманитарных контактов. При содействии Центра в России увеличилось число вузов, готовящих специалистов по персидскому языку и иранистике. Стала проводиться работа по пропаганде и совершенствованию методов преподавания персидского языка, написанию учебных пособий и словарей. Студенты и преподаватели получили возможность пройти стажировку в Иране.

Однако численность иранских студентов, обучающихся в российских вузах, по-прежнему оставалась незначительной. Ситуация с изучением русского языка, как и ранее, оставалась камнем преткновения на образовательном рынке двух стран. Обучение русскому языку в Иране осуществлялось в ограниченных объемах в Тегеранском университете и на кафедре русского языка платного Университета Азад (Тегеранский открытый университет).

Ситуация стала меняться в последние несколько лет, когда были открыты новые центры изучения русского языка провинции Мазандаран (в Мазандаранском университете), в провинции Хорасан в городе Мешхеде (в Мешхедском университете), в провинции Гилян в городе Решт (в Гилянском университете).

Многим вузам России, в силу отсутствия выраженного государственного заказа на развитие контактов с вузами ИРИ, подобное сотрудничество представлялось малоэффективным. Исключением в этом ряду был Московский университет, который не только был ориентирован на развитие образовательных контактов с партнерами из ИРИ, но и привлекал к этой работе другие партнерские вузы.

Эти усилия дали ощутимый результат. В 2015 году прошел первый форум ректоров России и Ирана. Контакты, благодаря активной позиции Союза ректоров России и лично ректора МГУ В.А. Садовничего, приобрели новую динамику, и в 2016 году на Втором форуме ректоров в Тегеране было подписано 32 межуниверситетских соглашения. Особо следует отметить, что на этих форумах только Московский университет подписал 7 соглашений, в том числе 3 соглашения по открытию центров русского языка в Мешхеде, Исфахане и Ширазе.

Долгосрочные соглашения подписали ведущие российские и иранские университеты: Алтайский государственный университет, Астраханский государственный технический университет, Кабардино-Балкарский государственный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Южный федеральный университет. Это опорные «коммуникаторы» в плане контактов с иранскими коллегами.

Закономерным результатом расширения зоны контактов стало подписание в 2017 году меморандума о создании Ассоциации высших учебных заведений двух стран. Документ предусматривает сотрудничество в сферах добычи полезных ископаемых, охраны природы, естественных наук, гуманитарных исследований и других областях науки.

В рамках III форума вузов России и Ирана (по результатам совместного конкурса Российского фонда фундаментальных исследований и Иранского национального научного фонда) был запущен процесс кооперации научных проектов ведущих вузов двух стран. На первом этапе было поддержано 18 проектов, 5 из которых реализуются в МГУ.

Среди других форм сотрудничества можно отметить проводимые в Московском университете онлайн-фестивали Дружбы, в которых принимают активное участие и студенты из Ирана, а также универсиады по персидскому языку и литературе. Филологический факультет МГУ провел серию онлайн-семинаров для университетов Ирана. Постепенно расширяются масштабы студенческого обмена, в котором наиболее активно участвуют Технологический университет имени Туси и Университет имени Алламе Табатабаи.

Большой резонанс вызвало соглашение между МГУ и Университетом имени Шахида Бехешти о создании двух «перекрестных» научно-образовательных центров. Центр «Ломоносов» будет расположен в Тегеране, на базе Университета имени Шахида Бехешти, а Центр «Рази» будет функционировать на базе МГУ.

На фоне этих прорывных соглашений программа студенческих обменов по-прежнему выглядит довольно скромно. Как сообщил министр образования и науки Ирана Мохаммад Фархади, в Иране сейчас находятся всего 67 российских студентов, в России - 122 иранских. Большая часть иранских студентов, обучающихся в России, выбрали региональные вузы – Астрахани и Волгограда.

Этот акцент на регионы вовсе не случаен. Исторически Астраханская область рассматривалась как «центр притяжения» для студентов из Ирана. Этому способствовал широкий профиль астраханских образовательных учреждений, где получили развитие самые различные специальности: от рыбоводства до медицины. Важным фактором стало и высокое качество преподавательского состава местных вузов.

Это обстоятельство предопределило выбор партнерских структур, которыми стали ведущие университеты прикаспийских регионов ИРИ. Наиболее активно развивается сотрудничество с научно-педагогическим составом Гилянского и Мазандаранского университетов. Эти формы сотрудничества достаточно разнообразны. В частности, реализуются совместные научно-исследовательские проекты, обмен преподавателями, магистрами, есть взаимная стажировка бакалавров.

Совместными усилиями Правительства Астраханской области и Генерального консульства Ирана в городе Астрахани в 2001 году было открыто отделение персидского языка и иранистики на базе Астраханского государственного университета (АГУ). Впоследствии курсы по изучению персидского языка стали работать на базе Астраханского государственного технического университета (АГТУ).

Важным элементом учебного процесса для студентов, обучающихся в Астраханском государственном университете на отделении «персидский язык», стала их обязательная стажировка в ведущих университетах северных провинций Ирана, проводимая на основе договоров о сотрудничестве, подписанных с Гилянским, Мазандаранским и Горганским университетами. Параллельно иранские студенты проходят стажировку в Астрахани. В стажировках, согласно договоренности сторон, принимают участие студенты в количестве до 15 человек с каждой стороны сроком от 3 до 6 месяцев.

В 2018 году директор Центра политических исследований при кафедре политологии и международных отношений АГУ, доктор политических наук, профессор Р.Х. Усманов провел трехнедельный цикл лекций для студентов Гилянского университета по перспективам и проблемам сотрудничества прикаспийских стран.

Благодаря полученным навыкам выпускники Астраханского государственного университета по специальности «персидский язык» пользуются высокой репутацией и успешно трудоустраиваются. В настоящее время в Посольстве и Торговом представительстве Российской Федерации в Тегеране работают сразу несколько выпускников университета, а один возглавляет представительство Росрыболовства в Иране.

Кроме обмена студентами и преподавателями, между астраханскими и иранскими вузами развивается взаимодействие в сфере совместных магистерских программ, а также научных исследований. В частности, Астраханский государственный университет реализует магистерскую программу «Русский язык как иностранный». Преподавание идет как в Астрахани, так и в Иране.

Иранские партнеры заинтересованы в различных форматах регионального межвузовского диалога, включая координацию научных исследований, проведение совместных научных симпозиумов и конференций, общие образовательные программы, дистанционное образование, обмен электронными ресурсами и т. п.

Иными словами, у всех форматов сотрудничества в образовательной сфере существуют широкие возможности для реализации, но задача состоит в том, чтобы придать этому взаимодействию системный характер. В дальнейшем координация действий между регионами России и федеральным центром в плане развития гуманитарных связей с Тегераном станет залогом успешного достижения этой цели.

11610 просмотров