Вестник Кавказа

Новый подход Израиля к Южному Кавказу

The Algemeiner

По мнению большинства наблюдателей, регион Южного Кавказа не находится в числе приоритетов внешней политики Израиля. Ни одно из трех государств - Азербайджан, Армения и Грузия - не граничит с Израилем, ситуация в Южной Осетии, Абхазии и Нагорном Карабахе еще больше усложняет политическую стабильность. Однако, как пишет израильское издание The Algemeiner в материале Israel and the South Caucasus: Building a New Approach, стратегическое расположение Южного Кавказа, который находится, с одной стороны, между Центральной Азией и Восточной Европой, а с другой - между Россией и Ближним Востоком, побудило Израиль к тому, чтобы активизироваться в Закавказье.

Каждая страна региона интересует Израиль по разным причинам. Например, до 2008 года грузинская армия в основном снабжалась израильскими военными технологиями. Однако пятидневная война, разразившаяся в августе 2008 года, привела к тому, что израильский экспорт прекратился. Теперь Грузия интересует Израиль с экономической точки зрения - израильские инвестиции играют важную роль в экономике Грузии, а на черноморском побережье имеется несколько крупных портов, которые могут быть легко использованы в коммерческих и военных целях.

Глава МИД Армении Эдвард Налбандян и Биньямин Нетаньяху

Отношения Израиля с Арменией слабо развивались на протяжении десятилетия. Это было связано прежде всего с довольно прочными связями Израиля с двумя крупнейшими геополитическими соперниками Еревана - Азербайджаном и Турцией. Однако можно ожидать сдвига после того как  высокопоставленный израильский чиновник побывал в Ереване. Министр регионального сотрудничества Израиля, Цахи Анегби посетил Армению 25-26 июля 2017 года для переговоров с высокопоставленными официальными лицами Армении. Анегби считается ключевой фигурой правящей партии ”Ликуд” премьер-министра Биньямина Нетаньяху и занимает министерские должности в течение двух десятилетий. Он назвал свой визит шагом вперед, необходимым для того, чтобы ″сделать армяно-израильскую дружбу взаимовыгодной во многих областях″. Это был первый визит высокопоставленного израильского чиновника в Армению с 2012 года.

Одна из главных причин раздора между Арменией и Израилем - поставки Израилем оружия в Азербайджан. Эти поставки сыграли важную роль в прошлогодней апрельской войне между Арменией и Азербайджаном. 2 апреля 2016 года Азербайджан занял несколько фронтовых постов, и израильские БПЛА Harop и противотанковые ракеты Spike помогли азербайджанским военным отбить эту армянскую контратаку.

Год назад появились сообщения о том, что Баку планирует купить израильскую тактическую систему ПРО ”Железный купол”, чтобы противостоять атакам со стороны Армении. Помимо этих военных связей Азербайджан имеет большое значение для Израиля из-за своих крупных нефтяных ресурсов. В случае необходимости страна потенциально может стать основным поставщиком нефти для Израиля.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев  и Биньямин Нетаньяху

Отношения Израиля с каждым из трех южнокавказских государств зависят от конкретных экономических и военных интересов. Однако у каждого закавказского государства свои отношения с его более крупными соседями, Россией и Турцией, и израильская дипломатия должна ориентироваться на сложную политическую обстановку, где ошибки могут привести к ухудшению отношений с Анкарой и Москвой.

Между тем, есть еще одна вероятная причина, по которой израильская дипломатия в отношении Южного Кавказа активизировалась за последний год. Эта причина - Иран.

Исторически сложилось так, что с Ахеменидов до Сасанидов, в древний период и в XVII и XVIII веках Иран, контролируемый разными династиями, стремился играть важную роль на Южном Кавказе. Когда в отношении Тегерана были введены санкции из-за его ядерной программы, иранское влияние в регионе было ограничено. Но санкции были официально отменены в 2016 году. Администрация Трампа вряд ли изменит санкционный курс, поэтому роль Ирана в регионе будет возрастать. Хотя Россия и Турция будут продолжать играть мощную военную и экономическую роль на Южном Кавказе, Иран будет увеличивать там свое экономическое влияние.

6 июня главы грузинских, иранских и азербайджанских железнодорожных ведомств обсудили вопрос о запуске нового транспортного коридора Юго-Запад, где Грузия может сыграть важную транзитную роль, связывая Персидский залив и Индию с Европой. Тегеран также часто выражает готовность использовать Трансанатолийский газопровод и Трансадриатический трубопроводы, и намерен увеличить торговлю со странами Южного Кавказа. В Иране неоднократно заявляли, что торговля с Грузией, Арменией и Азербайджаном вырастет примерно с $1 млрд до более $2,5 млрд.

Президент Грузии Георгий Маргвелашвили и Биньямин Нетаньяху

Иран также предпринял шаги, чтобы утвердиться на побережье Черного моря. В конце 2016 года было решено, что Иран и Грузия построят посредством совместного предприятия нефтеперерабатывающие объекты вблизи грузинского черноморского города Супса, на территории площадью 1,2 квадратных километра. Тегеран и Ереван также провели переговоры о возможности строительства железной дороги стоимостью $3,7 млрд через Армению к черноморскому побережью Грузии.

Еще одна область, в которой Иран хочет быть задействован, разрешение нагорно-карабахского конфликта. В начале 1990-х годов иранское правительство безуспешно пыталось стать посредником в урегулировании. Поскольку Армения и Азербайджан граничат с Ираном, естественно, что Тегеран стремится играть более значительную роль в урегулировании этого конфликта.

В случае с Азербайджаном Иран хочет попасть в общий экономический коридор вместе с Россией, а также ограничить сотрудничество Израиля с Баку. За последний год Израиль расширил свою дипломатическую деятельность в регионе, чтобы не уступать активизировавшимся усилиям Ирана в отношении Грузии, Азербайджана и Армении.

21355 просмотров